Ustorka.ru

Информационный портал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое буллинг в школе, на работе? Почему возникает буллинг и как его распознать? Можно ли бороться с буллингом и как это сделать?

Буллинг в школе: как распознать, что ребенок является жертвой травли?

Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].

  • неравенство сил между жертвой и обидчиком;
  • повторяемость;
  • переживание жертвой чувства беспомощности;
  • активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.

Виды буллинга

Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.

Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.

Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.

Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.

Почему это происходит? Как распределяются роли?

У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.

Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.

А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.

  • Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
  • Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
  • Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
  • Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
  • Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
  • Главный обидчик — зачинщик нападения.
  • Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
  • Защитник — тот, кто вступится за жертву.

Каковы причины агрессии?

Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.

Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.

Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.

  • Снижение успеваемости.
  • Прогулы, отказ ходить в школу.
  • Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
  • Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью.
  • Депрессивные / тревожные расстройства.
  • Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — «13 причин почему».
  • Криминальные действия. Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами. Вспомните вооруженные нападения учеников на школы, которые в последнее время участились в нашей стране.

«Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!»

«Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты. Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли»

Буллинг в России

  • Согласно данным PISA (2015), 27% школьников в России хотя бы раз за год подвергались физическому или вербальному буллингу, а также социальной агрессии;
  • 9,5% школьников в России оказывались жертвами травли часто (как минимум, несколько раз за месяц);
  • За последующие три года этот показатель вырос еще на 10% и стал составлять 37% (PISA, 2018).
  • В России буллинг в большей степени «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергается от 25% до 50% учеников (против 34% в среднем по ОЭСР).

В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке:

«Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле»;
«Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить»;
«Присоединяться к буллингу — неправильно»;
«Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»;
«Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле».

А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных. В других странах – почти 90%.

«Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»

Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста

Хорошая школа

«Что значит «хорошая школа» с точки зрения распространения травли? Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки».

Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?
  • Это обидные/ оскорбительные действия?
  • Это делается специально?
  • Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
  • Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.
Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

«Правильная реакция — быстрая реакция: чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех. Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии».

Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию. Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет:

  • сарказму;
  • агрессии;
  • манипуляциям;
  • унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.
Читайте так же:
Сколько калорий в майонезе Провансаль? Домашний, легкий, Европейский майонез: калорийность на 100 грамм

Как определить жертву травли?

  • у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;
  • дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, «заметны» для окружающих;
  • часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много «мальчишечьих» черт);
  • дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;
  • дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.

Техники и основные принципы разговора с жертвой травли

  • Она может быть в шоке и дезориентирована.
  • Она может не хотеть говорить о произошедшем.
  • Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
  • Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
  • Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
  • Использовать приемы активного слушания.
  • Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
  • Избегать советов.
  • Не перебивать.

Решение проблемы: важные вопросы

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
  • Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
  • Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
  • Что ты еще можешь попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать?
  • Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!

Возможные стратегии поведения с жертвой

  • Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи
  • Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
  • Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться
  • Заезженная пластинка: «Нет, я не пойду с вами» — многократное повторение без объяснений
  • Уклонение от нападок: фразы типа «Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает», «Это может быть твое мнение, но я так не думаю», «Эх, да, но моя мама так вкусно готовит»!
  • Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)
  • Техники концентрации: молитва, «Безопасное место» (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).

Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Как избавиться от травли в школе

Травля в школе — явление страшное и, к сожалению, встречающееся достаточно часто. Она способна сломать как жертву буллинга, так и его зачинщиков, поэтому с ней необходимо решительно бороться.

Что такое школьная травля?

Буллинг или травля в школе — это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (намешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.

Причины возникновения травли в школе

Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.

  1. Искусственное создание группы — ученики не выбирали быть вместе, класс сформирован случайным образом извне, администрацией школы, для организации учебного процесса. То есть группа создана взрослыми и должна находиться под их контролем.
  2. Отсутствие общей цели — ученики работают исключительно на свой результат, их не сплочает общекомандная цель или благо группы, так как это не является приоритетом в современном образовании. Травля в школе позволяет ученикам почувствовать себя частью группы.
  3. Провокация со стороны учителей — учителя могут неосознанно спровоцировать буллинг одного или нескольких учеников, публично отчитав его или же поставив в командную игру слабого в ней.

Кто участвует в школьном буллинге?

В любом буллинге участвует три субъекта: жертва, агрессор и группа поддержки. При этом, в роли агрессора может выступать как отдельный человек, так и группа людей.

Жертвой может стать любой: выделенный учителем с негативной или позитивной стороны человек, одиночка, непопулярный ребенок и пр. Травля в школе — целиком и полностью проблема агрессора, то есть ребенка или группы детей с агрессивным поведением, вызванным разными причинами.

Травля: как бороться с ней в школе

Как распознать буллинг и к чему он может привести?

Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:

  • наличие насильственных действий,
  • постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
  • наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).

Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.

Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.

При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.

Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.

В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.

Читайте так же:
Тема «Почему говорить правду иногда бывает очень трудно»: аргументы для сочинения

Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.

В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.

Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.

Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.

Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.

Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.

Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.

Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

  1. Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
  2. Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
  3. Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
  4. Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
  5. Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
  6. Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено. Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их. Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Что делать, если травят вашего ребенка?

В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.

Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.

Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.

Буллинг в школе – как бороться с травлей

Анна Колодина

Согласно информагентству ТАСС, каждый третий российский ребёнок сталкивается с таким явлением как буллинг в школе, и лишь каждый десятый родитель знает об этом. Этой статистики достаточно, чтобы как минимум задуматься об этой проблеме и чуть лучше в ней разобраться.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Читайте так же:
Пословицы и поговорки о семье для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки о семье для детей?

Три основных особенностей буллинга:

  • Повторяемость,
  • Намеренность действий обидчика
  • Неравенство сил.

Если в этом описании вы увидели что-то знакомое, то это уже сигнал о возможной угрозе.

Когда пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1. Инаковость. Кто-то просто отличается от других внешностью, акцентом и прочим.
  2. Конфликт. Обычно это разовые ссоры, после которых всё встаёт на свои места.
  3. Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность, появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4. Самозащита. На этой стадии жертва начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не нарываться на конфликт).
  5. Злоупотребление. «Сильная» сторона регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6. Растущая неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в происходящем себя.
  7. Изоляция жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8. Длительный стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы развивается хронический стресс.
  9. Исключение жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль, проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть мысли о суициде.

Если дело дошло до пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем, кого травят

Как НЕ НАДО делать:
  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.
Как НАДО делать:
  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО. Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

При физическом насилии необходимо:

  • Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
  • Собирать доказательства (справки о здоровье, испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
  • Написать заявление в полицию прокуратуру;
  • Обратиться к чиновникам (местное Управление образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
  • Привлечь внимание общественности.

Совсем не лишним будет прислушаться к советам экспертов и обратиться к ним за помощью. Не все проблемы можно решить самостоятельно. Например, активисты АНО «БО «Журавлик» создали антибуллинговую программу для школ «Травли.Net». На сайте организации можно найти подробные инструкции по борьбе с буллингом для детей и для родителей.

Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним

Мы создали небольшой опрос и удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников – возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!

Ася:

Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.

Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает».

Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.

Дима А.:

Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.

Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.

Ольга К.:

В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.

Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене. Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания. Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».

Владислав К.:

Начал рофлить тех, кто рофлил меня, и перестал реагировать на их шутки сердечно.

Таня К.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников. Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же. Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.

Даниил М.:

Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».

Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.

Татьяна Я. (мама):

Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.

В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй, гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.

Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется

Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.

Ольга Щ. (мама):

Сын пошел на карате. Все вопросы в школе быстро кончились.

И напоследок

Если вы столкнулись с буллингом в школе, вам нужно обратиться за помощью. Каждый день под гнетом страха и унижения ухудшает ваше душевное состояние, забирает силы и подрывает базовое доверие к людям. Вы в силах остановить это. Вы можете. Если вам плохо — не терпите.

Читайте так же:
Долговременная укладка бровей — биофиксация: плюсы и минусы, отзывы

Что такое буллинг в школе, на работе? Почему возникает буллинг и как его распознать? Можно ли бороться с буллингом и как это сделать?

Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя. В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле. Делимся советами из наших книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.

Виды буллинга

Травля может происходить где угодно, например по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.

Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Авторы книги «Как помочь ребенку повзрослеть» выделяют восемь видов буллинга.


Как помочь ребенку повзрослеть

Изоляция

Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.


Источник

Присоединение

Для участия в травле не обязательно быть инициатором.

Вербальные издевательства

Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.

Бодишейминг

Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.

Физические издевательства

Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.

Сексуальные издевательства

Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.

Кибербуллинг

Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.

«Я ни при чем»

Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.

Воздействие буллинга

Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.

Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.


Дружелюбные

Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.

Кто участвует в травле

Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

Дети-жертвы

Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.


Источник

Буллинг и группа сверстников

Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге. В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.

Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.

Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.

Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.

Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.

Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.

Жертва: подвергается травле.

Признаки буллинга

Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.

Читайте так же:
Как высушить быстро кроссовки, ботинки, обувь изнутри в домашних условиях? Как высушить обувь без батареи изнутри, феном, газетами, рисом?

Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

Кто еще знает о травле?

Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.

Что делать родителям

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».


Источник

Какие меры предпринять родителям

  • Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
  • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
  • Поддерживайте связь со школой, учителем.
  • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
  • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
  • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

Что нельзя делать родителям

  • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Не замечать проблему.
  • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
  • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
  • Давить на жалость к жертве.
  • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
  • Самим разбираться с обидчиками.

Какие советы нельзя давать ребенку

  • «Не обращай внимания»
  • «Дай сдачи»
  • «Разбирайся сам со своими проблемами»
  • «Учись налаживать отношения»
  • «Не бойся»

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

  • Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
  • Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
  • Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.

Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.

С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию