Ustorka.ru

Информационный портал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика и образ Хлестакова из комедии Гоголя «Ревизор»

Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» Гоголя с цитатами

Гоголь в своем произведении постарался заострить внимание общественности на отношение должностных лиц к своим обязанностям на рабочем месте. Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» позволит составить сборный портрет всех чиновников в лице главного героя. Хлестаков умудрился собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки.

Образ Хлестакова

Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:

Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.

Характеристика

Хлестаков оказался на месте описываемых событий случайно. Проигравшись в пух и прах в карты, вынужден был остановиться в местной гостинице.

Мелкий человек, прекрасно осознающий свое положение в обществе. В канцелярии зарплата мизерная, а жить красиво хочется. Хлестаков, работая в Петербурге, насмотрелся на людей, не отказывающих себе в удовольствиях, привыкших жить на широкую катушку. Он тоже так хотел, но с его возможностями оставалось об этом лишь мечтать.

Отец регулярно пересылал непутевому сыну деньги. С завидной регулярностью, Хлестаков проигрывал наличные в карты. Дурная привычка успела прочно закрепиться за ним.

Неудачник. Даже слуга относится к нему с легким пренебрежением. Талант Хлестакова заключается в умении врать и пускать пыль в глаза. Ловко он воспользовался ситуацией, когда его приняли за ревизора и начали давать деньги. Другой на его месте от стыда сгорел, а он нет. Наглость второе счастье. Это про него.

Любитель женщин. Умудрился положить глаз сразу на двоих, на жену и дочь городничего.

Помимо вранья Хлестаков любил пофантазировать. Более того, верил в свои фантазии, частенько представляя себя в роли генерала, известного писателя, общественного деятеля. Человек «без царя в голове». Легкомыслен. Поверхностен. Совершая поступки, совершенно не задумывается о последствиях.

Как он мог брать деньги в долг, зная, что вернуть не сможет. По его мнению, для успеха не надо особых усилий. Глупец тот, кто горбом и кровью зарабатывает на жизнь. Хлестаков считал, что все в жизни зависит от случая. Если выпал счастливый билет, как в случае с взятой на него ролью ревизора, отчего же им не воспользоваться.

Ему удалось одурачить всех чиновников города. Словно под гипнозом поддались они его обаянию и умению красиво говорить. Никто даже не удивился, как в его возрасте можно достигнуть таких высот.

Самомнение этого человека зашкаливает. Считая себя на порядок выше других по уму, он смотрит на людей, как на дураков, над которыми можно и нужно кичиться и глумиться.

Его приключение могло вылиться в заключение под стражу, если бы он вовремя не укатил из города. Вскоре после его отъезда городничий и другие чиновники узнали правду из письма, оставленного Хлестаковым для друга-журналиста. В голове городничего вертелась одна мысль, как он мог

В этих словах вся сущность Хлестакова. Пустышка и самодур, умеющий вовремя притвориться тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией во благо себе.

Характеристика и образ Хлестакова в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс

В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» описаны не самые лучшие качества человека. Каждый из героев комедии обманывает и пытается извлечь для себя выгоду. Гоголь пишет, что в городок должен приехать ревизор, но никто не знает, как он выглядит. Чиновники пугаются ведь каждый из них, разворовывал казну. Городничий вообще боится лишиться должности и быть арестованным.

В городе появляется молодой человек и все думают, что это и есть ревизор. Молодой человек вначале ведет себя странно, но видя, что его приняли за какое-то «государственное лицо» решает не отказываться от счастливого случая. Молодой человек оказывается Иван Александрович Хлестаков, не богатый, но очень расточительный человек. Он проиграл в карты все деньги и ехал к отцу в поместье. В то время когда он видит что его принимают не за того человека он подыгрывает ситуации и начинает врать.

Все верят вранью Хлестакова, он красиво рассказывает и при этом сам не знает, как у него это получается. Городничий очень боится, что Иван Александрович узнает, что он практически ничего не делает на своем посту и обманывает людей. В комедии Гоголь провел параллель между такими людьми. Они постоянно обманывают и изворачиваются.

Городничий решает дать ревизору взятку и, поняв это, Хлестаков не упускает такой возможности. Он с удовольствием берет деньги и рассказывает о красивой жизни. Хлестаков обещает, что все останутся на своих местах и требует еще денег. Постепенно ему становится скучно слушать все предложения и претензии, и он решает уехать. Хотя он очень хотел бы остаться здесь еще немного.

Когда к Хлестакову приходят горожане и начинают жаловаться на городничего он выслушивает их без особого интереса, иногда вскрикивая что все это неправильно и он с ним разберется. Когда же городничий врывается к Хлестакову и пытается себя обелить, то Иван Александрович решает проявить свою любовь к дамам и приводит их в замешательство.

В итоге Хлестаков покидает город с деньгами, сытый и довольный собой. Он поступил не очень хорошо, но его это не беспокоит. Гоголь пишет, что горожане сами хотели обманываться и верить в то, что Хлестаков ревизор. Здесь каждый виноват в своих коварных мыслях и действиях.

Вариант 2

Главным критиком морально — нравственных устоев российской действительности, на все времена, является Н.В.Гоголь. Что он и доказал, написав бессмертную комедию «Ревизор». В незатейливом сюжете он показал, как трусость и глупость может поставить важных персон в комичное положение. Напуганные казнокрады приняли наглого проходимца за ревизора, а он обвёл их вокруг пальца. Так появилось понятие «хлестаковщина» — собирательное название подобных историй.

Виной всего произошедшего является Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, картёжник и повеса, вынужденный остановиться в городе Н. Он живёт в гостинице в долг, так как проиграл все деньги и не знает, что делать дальше. Автор характеризует его, как человека «пустейшего», говорит он и «действует без всякого соображенья». Худенький, низенький, «быстрые глаза, как зверьки», которые приводят в смущение собеседников. Но, чтобы подчеркнуть свою значимость, Хлестаков одет в дорогой костюм из английского сукна, сшитый по последней моде. Приятная внешность служит прикрытием его сути. Он хитрый, изворотливый, и лживый хвастун. Его цель – « на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». Его задача — привлечь к себе внимание, понравиться окружающим, а если повезёт, то пожить за чужой счёт.

Читайте так же:
Как удалить группу Вконтакте насовсем: инструкция

Такой случай ему представился. Воспользовавшись ситуацией, когда охваченные страхом чиновники, ждали инспектора – инкогнито, он и проявил свои «таланты». Умение красиво врать и создавать вид значимого человека, сыграли свою роль. Подвыпивший Хлестаков, осмелел так, что поверил в собственную ложь и нагнал страху на весь город. Будто он управлял департаментом, и что он писатель и знаком с Пушкиным. Когда он будет фельдмаршалом, никому «спуску не даст». Вскоре он понимает, что местные чиновники приняли его за «государственного человека», и поворачивает ситуацию в свою пользу. Ещё более трусливые и глупые, чем Хлестаков, чиновники, решают откупиться от «грехов» и несут ему взятки. Здесь проявляется ещё один талант мнимого ревизора – он хороший психолог. К каждому взяточнику он знает свой подход, чтобы получить все, что ему «принадлежит по – праву».

Войдя в роль важного человека, Хлестаков пользуется и наивностью жены и дочери городничего. Умелый обманщик успевает вскружить голову обеим дамам, признаться им в любви и сделать предложение Марье Антоновне.

Пересчитав полученные деньги, Хлестаков довольный собой, смеётся над одураченными чиновниками и пишет письмо своему знакомому. Он от радости забыл, с кем имеет дело, письмо оказалось в руках почтмейстера. Благодаря смекалке слуги, он успел быстро покинуть город.

Гоголь, высмеяв своих героев, призывает искоренять «хлестаковщину». Самоутверждение человека за счёт наглости и изворотливости является одним из пороков общества.

Сочинение Образ и характеристика Хлестакова

Фабула известнейшей комедии в пяти действиях, написанной Николаем Васильевичем Гоголем, разворачивается в городе N. Местные чиновники ожидают появления ревизора и по ошибке узнают его в одном из жителей гостиницы. Доводом к этому заблуждению послужила недурная наружность и задумчивость молодого человека, который арендовал номер, не внося оплаты. В действительности же этим «ревизором» оказался очень мелкий чиновник, Иван Александрович Хлестаков, который вынужден был остановиться в городе N потому, что не осталось денег на дальнейшую дорогу: он проиграл всё в карты. Гостиницу молодой человек не оплачивает по той же причине.

Дорогим, модным костюмом своим Хлестаков прикрывает свою никчёмность и отсутствие внешней привлекательности. Видимая задумчивость героя на самом деле есть мечтательность; Иван Александрович в принципе не способен долго удерживать своё внимание на одной мысли. Речь его порывистая, он часто отвлекается, в целом показывает себя как человека неразумного. Глупость и распущенность героя довели его до разорения, его не уважает даже собственный слуга Осип. Однако его же предприимчивость, рождаемая алчностью, помогает справиться с финансовыми трудностями.

Когда Хлестаков понял, что его ошибочно приняли за некую важную персону, он не теряется, но скоро вживается в роль. Его богатая фантазия приносит свои плоды: он умудряется придумывать столько лжи, которой кормит питающих иллюзию людей города N, что верят ему все поголовно. Под самыми разными предлогами он «занимает» большие суммы денег у местных чиновников, которые принимают это действие за взятку. Ради обмана он разыгрывает и свою любовь к дочери городничего. К финалу произведения Хлестаков обвёл вокруг пальца всех местных чиновников и уехал, разбогатевший, в свой город.

В целом Иван Александрович показан как образ нецелостной личности: он человек без способностей и нравов, занимает довольно пассивную позицию в отношении собственной жизни, заботится лишь о своём костюме. Горазд он только на обман, в чём ему способствует фантазия, обогащённая от вошедшей в привычку мечтательности. Герой излишне самолюбив, хотя по сути ничего собой не представляет. Перед светом города N он выставляет себя, однако, великим человеком, в своих рассказах присваивая себе чужие достижения. Н.В. Гоголь намеренно создаёт именно такой образ человека с низкими моральными качествами, чтобы усилить эффект комичности ситуации.

Вариант 4

Произведение «Ревизор» — гениальная работа писателя, где автор показал самое проблематичное место в нашей стране — это бестолковость и необразованность народа. Основным потрясением в комедии было для чиновников, которые были представлены рядом коррупционеров, бестолковых и бесполезных людей. Главную роль Гоголь уделил Хлестакову, выделив его центральным героем.

Иван Александрович Хлестаков — это молодой человек, лгун и прожигатель жизни, постоянно находящийся в безденежье прибыл в уездный город. Однако, чисто случайно его принимают за ревизора, приехавшего с проверкой деятельности городка. Сразу же ему стали предлагать все взятку за то, чтобы он написал хорошую справку. И Хлестаков, воспользовавшись этим случаем, делает так, что все преклонялись перед ним, и к тому же он обогащался. И потом, он потихоньку удаляется, оставив всех в дурацком положении.

Образ мыслей Хлестакова аналогично похож с мыслями других персонажей. Его ложь и бессвязная речь поражают всех. Но мы видим, что молодой человек не определял перед собой цель обмануть чиновников, он просто им подыграл. Глядя на такое преклонение перед ним, он начинает врать, да так ловко, что из служащего превращается в главнокомандующего. Сиюминутно он возводит и разрушает фантастический мир, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Молодой человек говорит все больше фрагментами, но и, в то же время быстро. Хлестакову нравится играть новую роль. Если у первого посетителя он просит в долг, то от Бобчинского и Добчинского прямо с порога требует денег.

Пропадает же он, как настоящий лжец. Никто даже не знает, куда этот мнимый проверяющий исчез. Он представлен здесь, как призрак, созданный нечистой совестью и страхом. И когда в финале, все узнают, что приехал настоящий ревизор, то находятся в полном оцепенении. Гоголь показал, что все-таки придет справедливость, и чиновники будут наказаны за свое ненадлежащее исполнение обязанностей, в образе же Хлестакова и других персонажей автор изобразил исконные проблемы России. Писатель понимал, что невозможно что-то изменить, но желал , чтобы этим заинтересовались.

Сочинение на тему Иван Хлестаков

Главный, и самый яркий, герой комедии — Иван Александрович Хлестаков. Именно он становится причиной событий, впоследствии произошедших в маленьком уездном городишке. Вообще, образ Хлестакова — это большая творческая находка для автора, с помощью которого он смог изобразить весь абсурд, происходящий в России того времени. В ”Ревизоре” Гоголь изобразил провинциальную Россию, где абсолютно не ценятся личные качества человека и его заслуги, важно лишь — какое он занимает положение в обществе.

Читайте так же:
Амулеты и талисманы на деньги, богатство и удачу своими руками

Итак, Иван Хлестаков — это достаточно молодой, одетый по моде и довольно симпатичный человек. Он занимает должность мелкого служащего, посредственно выполняющего свои обязанности. Кроме того, он — азартный игрок, растранжиривший всё наследство отца. Положение, в котором он находится по приезду в город, можно охарактеризовать так: практически никем не уважаем и не имеет никаких средств к существованию.

Хлестаков — пустышка, весь смысл жизни которого заключается в поиске выгоды для себя любимого. Он — трусливый обманщик, очень хитрый и тщеславный человек. Он не сразу осознаёт, что его принимают за большое должностное лицо. Но, когда он втягивается в этот процесс, у него происходит подмена понятий. Хлестаков понимает, что для того, чтобы погулять на этом ”празднике жизни” не нужны никакие человеческие достоинства, главное — уметь воспользоваться выпавшим шансом, прибавив к этому хитрость.

Однако, результат всего происходящего — абсолютно не его заслуга. Такие же трусы и мошенники, как и он сам, своим чинопочитанием возвысили Хлестакова до такого положения.

А почему собственно ему не быть ”ревизором”? Ведь он прекрасно справляется с этой ролью. Он также жеманничает и фальшивит, изображая из себя большого чиновника. Хлестаков, нимало не стесняясь, берёт взятки, волочится одновременно за несколькими женщинами, бездумно делает предложение дочери городничего. Он абсолютно ничего не стыдится, попросту не имея никаких нравственных устоев. Иван — авантюрист, ищущий приключений, являясь при этом жалким и ничтожным существом.

Крайне отвратительно, Хлестаков относится к людям более низкого происхождения, полагая что им положено по происхождения голодать и нести все тяготы жизни.

Вся нелепость и абсурд произошедшей ситуации заключается в том, что чем дальше заходит наглое враньё и манерность Хлестакова, тем больше ему верят, полагая что такое себе может позволить только ”высокое лицо”. Всё его поведение говорит о том, что именно он — тот ожидаемый ”ревизор”.

Гоголь в ”Ревизоре” даёт понять, что Хлестаков — не просто примитивный и манерный ”елистратишка”, прожигающий жизнь, он — детище всего бюрократического порядка, сложившегося в те времена.

В наше время фамилия Хлестаков имеет нарицательный смысл. Понятие ”хлестаковщина” вмещает в себя наглую ложь и хвастовство, манерность поведения, ничем не обоснованное зазнайство, соседствующее с внутренней глупостью и пустотой. К большому сожалению, и сейчас вполне можно встретить Хлестаковых. Времена сменились, но бюрократическая система до сих пор остаётся в неизменном виде.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика Хлестакова в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Главным персонажем сказки Андерсена «Огниво» является обычный солдат. Он возвращается со службы домой. Впереди его ждёт новая жизнь.

Сережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад

Каждое произведение В. М. Шукшина – это бесценная шкатулка человеческих чувств, которые проявляются разными героями в разной степени. Небольшой по объему рассказ «Сапожки» имеет незатейливый сюжет.

Свои произведения, начиная с 1860-х годов, М.Е. Салтыков-Щедрин создавал в жанре сказки. Благодаря этому писатель смог обратиться к таким важным литературным приемам как гротеск и гипербола, с помощью которых автор

Характеристика образа Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков — мелкий петербургский чиновник. Он является центральным героем комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Именно через отношения с ним раскрываются характеры других персонажей, и предстаёт картина служебных злоупотреблений городничего и чиновников уездного города. Характеристика образа Хлестакова — это описание типического характера, воплощающего целое явление, которое позже назвали «хлестаковщиной».

Значение фамилии

Хлестакова звали Иван Александрович, а фамилия у него была «говорящая», произошедшая от слова «хлестать», у которого несколько смыслов и оттенков, например, таких: врать, пустословить. Слово «хлеско» означает нахал, повеса, волокита, а слово «хлестун» — праздный шатун, тунеядец. Таким образом, автор сделал так, что смысл фамилии Хлестакова раскрывает основные черты его характера: умение бойко врать, пустословие, нахальное волокитство, нежелание трудиться и приверженность к праздности.

Происхождение, общественное, семейное и материальное положение, возраст

Хлестаков — человек лет двадцати трёх. Он принадлежит к дворянскому сословию. Его родители живут в Саратовской губернии, туда и держит путь Хлестаков.

В Петербурге он служит в канцелярии одного из департаментов, носит чин коллежского регистратора, то есть он был чиновником самого низшего класса. Скорее всего, Хлестаков занимал должность чиновника для письма, о которой пренебрежительно отозвался, когда врал жене городничего о своей роскошной жизни в Петербурге.

Иван Александрович Хлестаков не женат, у него почти постоянно нет денег, так как он их очень быстро тратит на различные удовольствия и проигрывает в карты. Отец сердит на Хлестакова из-за того, что тот не добился успехов по службе, поэтому вызвал его к себе в Саратовскую губернию, в свою деревню.

Описание внешности и манер, речевая характеристика

Гоголь в «Замечаниях для господ актёров» сообщает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, когда передавал впечатление о приезжем, сказал, что он шатен, и что у него «глаза такие быстрые, как зверьки».

Иван Александрович ведёт себя с людьми по-разному. Со своим слугой Осипом он не церемонится, обзывает «грубым животным», «дураком», «скотиной». Зато с трактирным слугой, надеясь получить обед, он вежлив, называет его «любезным», «братцем», спрашивает о здоровье. Перед женой городничего он рисуется, желая произвести на неё выгодное впечатление.

Для речи Хлестакова характерна смесь простречия с возвышенным стилем, которым, как он думает, говорят светские люди в Петербурге. В разговоре с женой и дочерью городничего он изрекает те немногие французские слова, которые знает. Марья Антоновна от этого была в восторге. «Вы говорите по-столичному», — замечает она.

Хлестакова его речь характеризует как глуповатого человека, который не может сосредоточиться. В разговоре он перескакивает с одного предмета на другой, часто не заканчивает фразы. Он произносит много лишних слов, что показывает свойственную ему «лёгкость необыкновенную в мыслях».

Читайте так же:
Как организовать празднование Нового 2022 года для детей в детском саду, школе, дома: сценарий праздника, игры, сказки, песни, стихи, загадки, конкурсы, сладкий стол

Жизненные цели и интересы

Хлестаков никаких жизненных принципов и идеалов не имеет, все его интересы заключается только в том, чтобы получать от жизни удовольствия. Он любит праздную жизнь, игру в карты, прогулки по проспекту, посещение театров, любит модно одеться, вкусно поесть. После роскошного завтрака в богоугодном заведении довольный Иван Александрович говорит городничему: «Люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». Хлестаков мечтает лишь о том, чтобы эти удовольствия были непрерывными, но это у него не получается. Получив от отца деньги, он в одну неделю растрачивает их на эти самые удовольствия: езду на извозчике, посещения театра, модную одежду и тому подобное. Его слуга Осип в монологе досадует на своего барина, что тот по дороге из Петербурга к отцу в Саратовскую губернию в каждом городе останавливался в лучшей комнате гостиницы, заказывал самый лучший обед и играл в карты. В Пензе Хлестаков прокутил последние деньги (проиграл в карты пехотному капитану) и, приехав в уездный город, поселился в гостинице уже не в лучшем номере, а «в пятом номере, под лестницей». Живёт там уже вторую неделю и ни копейки не платит.

Характер, поступки

О характере Хлестакова читатели и зрители сначала узнают из монолога Осипа. Слуга рассказывает о жизни в Петербурге, о легкомыслии своего хозяина, которое является отличительной чертой Хлестакова. По дороге в Саратовскую губернию ветреный Хлестаков прокутил последние деньги и сейчас не может уехать из гостиницы, потому что у него нет денег на дорогу, и он надеется, что отец пришлёт ему сюда деньги. А пока хозяин гостиницы не даёт обед Хлестакову, так как тот не платит ни за обеды, ни за номер.

Взбалмошность и сумасбродность этого героя видны из его поведения в эпизоде с трактирным слугой. Чтобы получить обед, он подольстился к трактирному слуге, называя его «братцем», «любезным». А получив обед, Иван Александрович бранит его и называет дураком, заодно ругает и хозяина гостиницы.

Чиновники приняли Хлестакова за ревизора, потому что городничий получил от знакомого известие о том, что приехал ревизор для осмотра всей губернии, что он представляется частным лицом и, возможно, уже живёт в уездном городе инкогнито.

Узнав, что приезжый в гостинице живёт уже вторую неделю и не платит хозяину гостиницы, городские помещики Бобчинский и Добчинский, а за ними и чиновники с городничим, приняли его за ревизора.

И вот тут начинают проявляться основные черты характера Хлестакова.

Его трусоватость видна из его поведения при посещении гостиницы городничим. Хлестаков боится, что городничий упрячет его в тюрьму за неоплаченные обеды. Он бледнеет, съёживается и даже немного заикается от страха, но потом начинает бодриться и критикует обед. А когда испуганный городничий предлагает ему переехать с ним на другую квартиру, Иван Александрович решил, что он намекает на тюрьму, стал храбриться и угрожал пожаловаться министру. Так, несмотря на свою трусливость, Хлестаков проявляет напор и нахальство, и городничий думает, что это точно ревизор.

Иван Александрович любит ухаживать за дамами, он отъявленный волокита. Поселившись в доме городничего, Хлестаков начал ухаживать не только за его дочкой Марьей Антоновной, но и за его женой Анной Андреевной. Хлестаков делает предложение руки и сердца дочке городничего, скорее всего, совершенно искренне, так же, как искренне и вдохновенно он врёт о своей роскошной жизни в Петербурге. В этом действительно видна его «лёгкость необыкновенная в мыслях». Он не задумывается над своими словами и поступками.

Вообще этот герой не лжёт сознательно, с расчётом, а становится всё смелее в своём хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств. Он в восторге, что его слушают с большим вниманием, и начинает лгать с ещё большим вдохновением, рассказывает различные небылицы. Например, Хлестаков утверждает, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», что сам написал множество сочинений и статей.

Этот герой понимает свою ничтожность и, желая самоутвердиться, лжёт всё смелее. Хотя он начинает догадываться к концу пьесы, что его принимают за какое-то значительное лицо, но не желает в этом разубеждать окружающих. И только то, что Осип советует Хлестакову поскорее уезжать из города, спасает этого хвастуна от больших неприятностей.

Таким образом, в общении Хлестакова с окружающими проявляются основные его черты характера:

  • легкомыслие;
  • трусоватость и, в то же время, нахальство;
  • волокитство, неравнодушие к женскому полу;
  • глупость;
  • хвастливость;
  • умение бойко врать.

Взаимоотношения Хлестакова с чиновниками уездного города

Увидев внимание и обожание со стороны чиновников к своей персоне, Хлестаков даже не подозревает причину такого отношения к нему. Он просто пользуется обстоятельствами и, когда чиновники, а с ними и городские помещики Добчинский и Бобчинский, пришли к нему представляться, начал собирать с них деньги взаймы. Причём Хлестаков не собирался их просить: просто, увидев, что судья Ляпкин-Тяпкин уронил от волнения деньги на пол, он попросил у него их взаймы, и судья с удовольствием их дал, считая, что дал взятку ревизору.

Затем, получив так легко деньги, Хлестаков просит их взаймы и у других чиновников (у почтмейстера Шпекина, смотрителя училищ Хлопова, попечителя богоугодных заведений Земляники) и даже у городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

Чиновники, отдавая ему деньги, считают, что откупились от ревизора взятками. А глуповатый Хлестаков всё ещё не догадывается, что ему дали взятки. Он считает, что «чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы».

Хлестаков вообще быстро освоился при общении с чиновниками. Он предлагал Хлопову сигару, расспрашивал его, кто ему больше нравится — брюнетки или блондинки, и, в конце концов, попросил у совсем оробевшего Хлопова взаймы 300 рублей. А когда Земляника, наябедничав на других чиновников, рассчитывал улизнуть, не дав взятки, Хлестаков возвратил его и попросил 400 рублей взаймы.

Городничий и чиновники приняли Хлестакова за ревизора, потому что узнали, что ревизор, возможно, уже живёт инкогнито в их городе, и страх помешал им разглядеть в Хлестакове пустого, ничтожного человека.

Вывод

Загадка характера Хлестакова, главного героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», объяснялась автором в «Предуведомлении для тех, которые желали бы сыграть как следует „Ревизора“». Гоголь говорит, что ничтожный Хлестаков, видя угодливость городничего и чиновников, «вдруг развернулся неожиданно для самого себя». Он долго не догадывался, почему к нему такое уважение, и чувствовал только удовольствие от угождения окружающих. «Он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда поведёт его речь. Темы для разговора ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему всё в рот и создают разговор». Гоголь подчёркивает, что Хлестаков, не имея желания обманывать, позабывает, что лжёт, и ему кажутся его небылицы правдой.

Читайте так же:
Ламода — скидка, промокод на первый заказ. Ламода: как получить скидку на первый заказ?

Характеристика Хлестакова показывает, что у этого героя много качеств, которые отнюдь не пустые и не глупые люди могут найти и в своём характере.

Новаторство Гоголя состоит в том, что в своей комедии он представил образ Хлестакова как простодушного лжеца, а не интригана, какой обычно в те времена присутствовал в комедиях.

Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" — 4 примера сочинений

Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" - 4 примера сочинений

Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор», где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Самым ярким образом комедии является Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий.

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии. Хлестакову было около двадцати трех лет. Был он худощавого телосложения. Иван Александрович не был человеком большого ума. Говорил, что думал. Про таких людей в народе говорили «без царя в голове». Служил в одной из канцелярий Петербурга мелким чиновником. Направляется из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию к отцу. По дороге он полностью проигрался, поэтому совсем не имеет денег и живет в трактире в долг. Его принимают за долгожданного ревизора из Москвы. Дерзкое поведение и манера держаться в обществе не оставляют чиновникам сомнений – по их мнению так может себя вести только ревизор.

При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее – он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет «взаймы» у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь – двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.

Характерной и наиболее значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его пустой персоной. Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его “роли”. Интересно, что этот герой врет без всякого умысла, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. Лишь постепенно Хлестаков понимает, что происходит вокруг него, но и, решившись «подыграть» обескураженным его появлением отцам города, он занимает пассивную позицию, если не считать его безудержного хвастовства.

Иван Александрович без зазрения совести брал у чиновников взаймы, обещая все вернуть, хотя знал, что этого ни когда не будет. Он позволяет себе ухаживать сразу за двумя дамами, обманывая обоих. Возможно, Хлестаков еще долго мог бы так жить, но в конечном итоге закончилось бы это плачевно. Судьба распорядилась так, что Иван Александрович уехал из города до момента своего разоблачения.

Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставлены на сцене.

Пример сочинения 2

«Ревизор» Н. В. Гоголя — по-настоящему неповторимая, гениальная пьеса, комизм которой создается не специальными приемами, а положением и характерами действующих лиц, комическим значением глубоко понятого драматургом общественного конфлик-1 та. Характеры, созданные писателем, очень реалистичны и типичны, они являются живым воплощением своей эпохи. Центральное место в комедии не случайно занимает образ Хлестакова — один из самых ярких типов, созданных Гоголем. В характеристике этого героя наиболее ярко проявилось новаторство писателя. Обманщики и плуты, лгуны и хвастуны, моты и волокиты осмеивались и другими авторами. Но при этом характеристика типов чаще всего ограничивалась одной какой-нибудь чертой. Характер же Хлестакова намного более сложен: в нем объединены все перечисленные качества, но они обобщены в более сложном общественном явлении, получившем впоследствии нарицательное название хлестаковщины.

Хлестаков — пустейший дворянчик «без царя в голове», легкомысленный баловень и транжира. У него «легкость необыкновенная в мыслях». Как писал сам Гоголь, «он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам». Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль чином выше своего собственного.

По характеристике автора, он «и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер во всех отношениях». Лишенный какого-либо понятия о добре и зле, постоянно готовый приспосабливаться и изворачиваться, он может совершить любую подлость, легко переходит от заносчивости к унижению, от фанфаронства к трусости. Невероятно подверженный чужому влиянию, характер героя постоянно меняется, не представляя собой ничего цельного и постоянного. Да и стремления у него низкие и мелочные: все время просаживает отцовские деньги на кутеж, карты и другие развлечения.

«А отчего? — оттого, что делом не занимается: вмести того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет», — говорит о Хлестакове его слуга.
Хвастовство и тщеславие чаще всего являются основой лживости Хлестакова. Он стремится похвастать своим воображаемым положением в обществе. Всем своим поведением герой претендует на «светскую» образованность. Именно — претендует. А на самом деле говорит и действует он без всякого соображения, не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание. И в этом вдохновенном вранье дает полную волю своей беспорядочной фантазии, в чем в большей степени проявляется его действительная внутренняя нищета и бедность натуры. При этом азартный игрок, пошлый волокита и наглый взяточник — он несет в себе задатки всего того, что воспитывало в людях крепостническое общество. Классовая дворянская природа Хлестакова с наибольшей яркостью проявляется в обращении со слугами. Сам он голодать не может, рассуждает Хлестаков; другое дело мужик — он привык к этому.

Читайте так же:
Как убедить человека, что он неправ?

С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе. Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами. Подлая, ничтожная натура героя проявляется особенно в тех случаях, где требуется присутствие духа или характер.

«Что такое, если разобрать, в самом деле, Хлестаков? — говорит автор. — Молодой человек, чиновник, заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми…»
При этом, чем яснее и очевиднее из слов и поступков Хлестакова проступает его сущность, тем больше чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербургский ревизор. Тот факт, что он «не платит и не едет», заставляет превратно истолковывать каждый его шаг, каждое слово: значит, крупный чин. Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков — не просто смешной и глуповатый «елистра-тишка», «фитюлька», которого ошибочно приняли за ревизора, он — порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.

Пример сочинения 3

Хлестаков – один из ключевых персонажей произведения, на действиях которого, в основном, построен его сюжет. Хотя автор ставил своей целью высмеять негативные стороны российской действительности и существующего строя, типаж и действия самого данного героя комедии представляют собой не такое редкое явление и в наше время.

Гоголь стремился показать глупость и бездарность чиновников, в ведении которых отданы огромные средства и судьбы миллионов. С этой целью он подчеркивает ничтожность персонажа, который нее просто ввел и заблуждение, заставив верить, что ревизор из столицы, но сделал это не столько по своему злому умыслу, а благодаря страху чиновников перед начальством и глупости.

Главное качество Хлестакова и других, подобных ему – это самомнение. Молодой человек дослужился только до низкого чина гражданской службы, но, даже оказавшись без денег в незнакомом городе, под угрозой ареста за долги, он не теряет уверенности в себе и ведет себя достаточно нагло. Безграничное самомнение хлестаковых — их главное оружие, которое, однако, можно успешно применять лишь против недалеких людей.

Другая показательная черта данного персонажа и подобных ему – это глупость. Гоголь постоянно показывает, что речи Хлестакова бессвязны и могут казаться правдоподобными, если не рассматривать их в комплексе. Мнимый ревизор одновременно говорит о себе, что достиг больших успехов на государственной службе, при этом же является видным литератором, автором многих произведений, знакомым Пушкина. Однако все это лишь красивая обертка. Из слов Хлестакова видно, что он не обладает глубокими знаниями ни по одному из предметов, по которым высказывается. Позволяет ему играть данные роли его вовлеченность в петербургскую жизнь, без которой он не может жить. Театр, светские мероприятия, на которых ему приходилось бывать, дают герою комедии неких незначительный запас сведений, используемых им для конструирования важных социальных ролей.

Показательно в Хлестакове и сочетание страха одновременно с готовностью подвергать себя риску. Он труслив, но любовь к хорошей жизни, женщинам и вкусным обедам пересиливают опасения расплаты, которая должна постигнуть его рано или поздно.

Хлестаковщина – более распространенное явление, чем может показаться на первый взгляд. Герой комедии является воплощением безосновательного самомнения, глупости и неспособности к достижению реальных результатов практически в любых областях. Он не расчетливый авантюрист или мошенник, сознательно рискующий ради выгоды, но человек, который может лишь создавать вокруг себя впечатление значимости. Подобных ему, к сожалению, очень много в нашем мире и сегодня.

Пример сочинения 4

В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий произвол того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Одним из ключевых героев комедии является молодой помещик, лет 23, Иван Андреевич Хлестаков. Легкомысленный, самоуверенный молодой человек, проигравший в карты по дороге в свое поместье, остановился по пути в гостинице небольшого городка N.

Наглое поведение и развязная манера молодого человека вводят в заблуждение местных чиновников, принявших его за ожидаемого из Москвы ревизора. Каждый из них, из страха раскрытия своих неблаговидных действий, несет взятки «высокому начальству», надеясь таким образом остаться на службе.

Пребывающий поначалу в недоумении, Хлестаков решает воспользоваться сложившимся положением, и, не боясь разоблачения, исполняет роль ревизора. Постепенно входя во вкус, он приударяет за дочерью городничего, попутно очаровывая и ее мать.

Его вранье, которое без труда можно было бы разоблачить в каком-нибудь другом обществе, остается незамеченным местной элитой. Даже если они и замечают какое-то несоответствие, то не обращают на это внимание, считая мелочью.

Желающий получать от жизни самое лучшее, мнимый ревизор уверен в том, что все должны ему потакать и помогать. У Хлестакова отсутствуют всякие моральные принципы. Он берет в долг, зная, что не отдаст. Несмотря на то, что он не собирается жениться, делает предложение дочке городничего. Его не волнуют чувства других людей. Черствость и беспринципность – вот основные качества Хлестакова.

Однако Хлестаков не настолько глуп, как могло бы показаться вначале — он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.

Изображая Хлестакова, Гоголь хотел показать алчность и невежество, являющиеся вечной проблемой России. Ведь даже приезд настоящего ревизора ничего не изменил в сознании местного бомонда, вызвав лишь досаду, что Хлестаков оказался не тем, за кого себя выдавал. Его поведение, рассказы и хвастовство не вызвали у них смущения, так как они были присущи всему тогдашнему чиновничеству.

Черты Хлестакова можно узнать во многих людях, живущих в настоящее время. Люди, желающие нажиться на чужой глупости, и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Наглый мошенник Хлестаков, трусливые, жалкие людишки, заискивающие перед высшим начальством — все эти образы актуальны до настоящего времени.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию