Ustorka.ru

Информационный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться хорошо делать пересказ текста: популярные способы, которые помогут лучше пересказывать английские и русские тексты

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Не только в школе возникает необходимость запомнить и выучить текст, какую-либо информацию. Школьная зубрежка не позволяет вникнуть, вчитаться в материал. Если для учителя достаточно бессмысленного повторения текста, то во взрослой жизни нам точно необходимо понимание, тем более если требуется пересказ прочитанного. Далеко не всем от природы даны острая память и способность схватывать налету, но можно научиться запоминанию.

Способы запоминания текста

Мозг нуждается в постоянной тренировке. Если этого не происходит, он будет отключаться и довольно скверно усваивать информацию. Чтобы быстро запоминать текст, можно использовать разные методики. Специалисты рекомендуют так тренировать память:

вспоминать разные неприятные ситуации и конспектировать воспоминания письменно;

менять обстановку, когда заучиваете разные вещи, например переходите из комнаты в комнату;

проговаривайте громко и четко все фразы вслух, используйте жесты, эмоции;

сделайте аудиоверсию текста и прослушайте перед тем, как лечь спать;

хождение во время заучивания отлично стимулирует память;

запоминая слова, используйте метод 60 секунд – выделяя по 1 секунде на каждое слово;

учите иностранные языки – это эффективно тренируют мозг и память.

Очень важно отказаться от зубрежки – этот метод не имеет к заучиванию никакого отношения. Зубрежка подразумевает бездумное заучивание фраз и слов в нужной последовательности, занимает много времени, смысл при этом теряется.

Наиболее эффективно усваивать и пересказывать материал, здесь нет стопроцентной точности, зато смысл запоминается максимально верно. Но этот метод не подходит для заучивания формул и других точных понятий.

Основной способ эффективного запоминания состоит из нескольких частей:

прочитывание текста несколько раз;

вникание в суть, выявление главного;

Полезно разбивать текст на части и запоминать «порционно» – это называется структуризация. Максимально сосредотачиваться рекомендуется на середине, так как начало и конец, как правило, содержат много общей информации.

Используйте способы быстрого запоминания:

распечатка отрывков и развешивание их в наиболее посещаемых зонах жилья;

закрытый паблик в соцсетях и публикация по таймеру частей текста;

даже чтение мимоходом откладывает в памяти значимую информацию;

перевод слов в зрительный образ – прекрасный способ запоминания;

назначение наград за каждый выученный отрывок – вход в соцсеть, чай с печеньем, отдых, короткая прогулка;

лучше всего запоминается текст, прочитанный утром, – вне зависимости от особенностей биоритмов в идеале именно после пробуждения и умывания повторять выученное накануне.

Отличный метод запоминания – пересказ текста. Особенное значение эта техника приобретает в том случае, если необходимо не только выучить, но и пересказать текст.

Как подготовиться к пересказу?

Пересказ, или вольное изложение, прочитанного может требоваться в разных форматах: близко к тексту, максимально приблизительно. Но если у вас плохая память, то любой вариант вызовет трудности. Мышление – процесс непростой, учиться пересказывать необходимо еще в детстве. Если вы хотите научить или научиться этому, нужно заниматься регулярно. Чтобы улучшать свои способности в этой области, нужно периодически что-либо пересказывать другому лицу.

Специалисты рекомендуют соблюдать некоторые правила при подготовке к пересказу:

при проговаривании или чтении не используйте шепот – это делается либо про себя, либо четко вслух;

если статья или текст носят сложный научный, технический характер, делайте заметки: тезисы, опорные слова;

откажитесь от подготовки к пересказу вечером и тем более ночью – лучше всего мозг работает в первой половине дня.

Если вы замечали, что пересказ фильма или книги редко вызывает у людей проблемы, то по большей части это происходит потому, что сюжет чаще всего является предметом обсуждений сразу после просмотра или прочтения. Поэтому текст, который вам важно качественно пересказать, нужно обсудить. Готовиться к пересказу нужно в тихом месте, спокойном, где ничего не отвлекает, с качественным освещением.

Если вам необходимо подготовить к пересказу ребенка, учтите следующие особенности:

для домашних занятий выбирайте книги с простым сюжетом и предсказуемым финалом;

предварительно расскажите ребенку о содержании объекта тренировки;

сюжеты читайте по многу раз, но меняйте интонацию, голос;

на протяжении чтения задавайте вопросы;

школьник самостоятельно читает книгу, но лучше, если он сделает это вслух, контролируйте темп – он должен быть размеренным;

всегда объясняйте то, что непонятно;

составьте план и список вопросов, периодически обсуждайте на этой основе текст.

Развитие навыка пересказа поможет ребенку учиться легко, думать образнее, это развивает речь, тренирует память и мышление.

Практические советы

Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.

Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.

Читайте так же:
Омега 3 – рыбий жир: для чего полезно принимать детям? Омега 3 – витамины для детей: инструкция, дозировка, норма

Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.

Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.

Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.

Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:

визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;

проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;

пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;

читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;

самые сложные моменты перечитайте несколько раз;

не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.

Фразы для пересказа текста на английском

Когда ты слушаешь или читаешь на английском, тебе необходимо уловить основную мысль текста. Когда говоришь сам – нужно выразить мысли. Сегодня мы подробно разберем упражнение, которое поможет отточить оба навыка.

Где смотреть спектакли на английском

Тяжело в пересказе – легко в общении: как правильно пересказать текст на английском

Да, говорить мы будем о пересказе. В школе не просто так задавали «тексты на пересказ», причем как на родном языке, так и на иностранном. Первый этап – чтение и составление плана пересказа – помогает сосредоточить внимание на ведущей идее рассказа.

Второй этап – собственно пересказ – развивает активный словарный запас, актуализирует изученную грамматику + учит последовательно излагать мысли.

Но есть проблема: при пересказе «студенты» теряются и не знают, с чего начать, как построить логичный рассказ. Помогут специальные фразы-клише для пересказа текста на английском, с помощью которых ты научишься грамотно излагать мысли.

Но обо всем по порядку. Давай сначала научимся составлять план пересказа, а потом узнаем фразы-клише. Третий шаг – пойдем тренироваться на наборе текстов.

Как быстро пересказать английский текст

Задача пересказа – передать основное содержание текста и главную мысль автора, не повторяя дословно сам текст. Выделяют два типа пересказа:

  • подробный, который включает сюжет и детали написанного,
  • выборочный, задача которого кратко передать тему и идею текста без деталей.

Предлагаю вспомнить основные шаги при подготовке к пересказу.

План пересказа текста по английскому языку

1. Сначала читаем текст 3-4 раза, чтобы понять сюжет и уловить центральную мысль автора. При чтении не обязательно переводить каждое слово. НО! Если хочешь сделать детальный пересказ, эта неизвестная лексика понадобится. Поэтому после первого или второго прочтения новые слова стоит перевести, выписать, запомнить. То же касается имен главных героев.

2. Затем в каждом абзаце выделяем опорные предложения, несущие главную мысль. Из них составляем план для дальнейшей работы.

3. Тренируемся пересказывать. Для подробного пересказа сначала работаем с каждым абзацем текста по отдельности, для выборочного – стараемся сразу пересказывать целиком.

Важно: твоя задача не вызубрить текст, а понимать то, что говоришь. Строй фразы из знакомых тебе слов и помни о порядке слов в английском языке: подлежащее – сказуемое – остальные члены предложения. Также к пересказу можно добавить выражение собственного отношения к написанному.

РЕЗЮМИРУЕМ: выбери интересный текст с актуальной для тебя лексикой, прочитай его несколько раз и составь по нему план для пересказа. Для этого найди в каждом абзаце опорные смысловые «стержни», выпиши их. Помни, что для пересказа ты должен четко понимать основную мысль текста: зачем создан текст, что автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.

Английские фразы для пересказа текста

Под фразами-клише подразумеваются вводные фразы для пересказа, которые помогут излагать мысли грамотно, последовательно.

Фокус в том, что сперва ты будешь опираться на них и подглядывать. Но если ты будешь периодически делать это упражнение, позже ты станешь использовать их на память, а потом и в спонтанной живой речи. Вот примеры таких фраз:

I am going (I want, I would like) to retell a (funny, humorous…) story…
The title of it is…
This text is about…(is about how)…
The story shows…
At the beginning of the story the author describes…
The story is set (develops) in the forest (in the street, at home)…
It takes place in winter (in the evening, at night, during some days)…
We first meet the main character when…
As I said before…
In the next paragraph…
The general (main) idea expressed is…

РЕЗЮМИРУЕМ: чтобы тебе было легче выстраивать свою речь, используй фразы-клише для пересказа. Практиковаться в пересказе текстов можно в связке с ведением дневника на английском языке: читаешь текст – пишешь в дневнике краткий пересказ.

Читайте так же:
Какие маски можно сделать на Новый год: идеи новогодних карнавальных масок на конкурс, описание, фото. Как можно украсить маску на Новый год?

В этом рассказе говорится о том, что…

Попробуй пересказать хотя бы небольшой текст уже сегодня. Заходи в нашу статью с адаптированными книгами и выбирай одну из них для пересказа. Или найди любой другой текст в нашей коллекции Материалов.

Гарантируем: с этим упражнением ты очень скоро научишься не только пересказывать, но и говорить. Успехов! 🙂

Как пересказывать текст на английском?

пересказ текста на английском

Пересказ текста — один из ключевых аспектов обучения английскому языку. Преподаватели считают его одним из наиболее ценных упражнений, способных одновременно решить несколько задач – закрепить новую лексику и актуализировать грамматические конструкции, потренировать речевой аппарат для общения, а также научиться грамотно формулировать мысли как кратко, так и подробно. Именно поэтому важно понять, как пересказать текст на английском – это пригодится как в процессе учебы, так и для дальнейшей коммуникации с носителями языка. Давайте подробнее разберем ключевые методики и правила пересказа и опорные фразы, которые помогут сделать его более связным и стройным.

Типы пересказов текстов на английском

Сегодня лингвисты и преподаватели выделяют два вида пересказа текста на английском – подробный и краткий. Они отличаются друг от друга не только объемом, но и принципами подготовки, и целями, которые ставятся перед каждым из них. Именно поэтому важно узнать как можно больше об обоих типах изложения текстов в различных жанрах.

Подробный пересказ

Данный вид устного изложения подразумевает пересказ текста или текстового фрагмента с упоминанием всех деталей, упомянутых в исходнике. Именно такой вариант необходим при изучении новой темы: благодаря подробному пересказу легче усвоить новую лексику и грамматику и натренировать речь. При этом зазубривание текста совершенно не дает подобного эффекта – это связано с тем, что в данном случае не будет глубокого понимания прочитанного, а потому пересказанный своими словами фрагмент окажется куда полезнее.

Если вы еще не знаете, как подготовить отрывок из художественного произведения или статью к подробному пересказу, стоит опираться на давно известные и четкие правила:

  • Прочитайте текст несколько раз. Количество прочтений не ограничено: кому-то хватит двух-трех раз, кому-то потребуется больше. Постарайтесь понять не только основную идею, но и сюжетные линии, и важные детали.
  • Разберите новую лексику и грамматику. Незнакомые слова и фразы необходимо выписать и перевести, ориентируясь на контекст. Уже на этом этапе часть их запомнится автоматически и сделает пересказ более полным и красочным.
  • Выделите для себя самое главное. В данном случае это имена героев рассказа или статьи либо явления, которые в нем описываются, а также основные мысли или события. Их можно выписать или выделить маркером – и еще раз перечитать.
  • Составьте план пересказа. В этом случае он строится по классической структуре «введение-основная часть-заключение», которую вам предстоит заполнить выделенными ранее событиями и фактами. Укажите в нем тезисно только основные мысли – детали добавите по ходу пересказа.
  • Потренируйтесь. Если вы только начинаете изучать английский, попробуйте пересказать текст на русском и только потом переходите на другой язык. Если ваш уровень достаточно высок, начинайте с английского сразу. Тренироваться желательно перед зеркалом, четко произнося слова и фразы.

Когда вы уже пересказываете текст преподавателю, не бойтесь отступлений от проговоренного ранее плана. Ваша задача – донести основные мысли и детали, и только вам решать какие слова и фразы использовать и в какой последовательности доносить факты. Самое главное – постараться сделать пересказ логичным и не исказить информацию.

Краткий пересказ

Сокращенный вариант пересказа, который в английском называют summary – это уже тип устного изложения более высокого уровня. Именно он позволяет понять, как быстро вы способны усваивать и перерабатывать информацию из новых источников на иностранном языке и передавать ее доступно и сжато. Сокращение текста для пересказа будет оптимальным при соблюдении следующих правил:

  • Тщательное прочтение текста. Необходимо для улавливания ключевых мыслей и фактов. Не пытайтесь понять и сходу выучить незнакомую лексику: если поймете значение новых слов интуитивно исходя из контекста – прекрасно, и чаще всего этого бывает достаточно для summary.
  • Выпишите тезисы и составьте план. Обычно для этого достаточно выделить 3-6 предложений в тексте: они сами сложатся в логичный и практически законченный пересказ.
  • Порепетируйте. Несколько раз перескажите текст, опираясь на ранее выписанные тезисы. Если не получается сразу сделать это на английском, попробуйте перейти на русский.
  • Не перенапрягайтесь. Делайте перерывы не только между тренировками, но и между составлением плана и репетицией. В этом случае информация «уляжется» в голове, и пересказ пойдет легче.
Читайте так же:
Эмпатия: уровень, развитие у детей и взрослых. Тест на эмпатию по Юсупову и Бойко

Еще один вопрос, нередко волнующий изучающих язык – в каком времени пересказывать текст на английском. Согласно сложившимся правилам, для пересказа используются два времени группы Simple – Present и Past. Первое потребуется для пересказа какой-либо научной статьи или публикации о текущих событиях, а прошедшее – для устного изложения художественных произведений и статей с фактами о прошлом.

Пересказ текста по ключевым словам

Эта интересная методика обучения пересказам используется для тех, кто уже достаточно хорошо владеет английским. В этом случае действуют следующим образом:

  • Учащиеся читают текст.
  • Преподаватель выделяет в каждом абзаце ключевые слова и фразы.
  • Ученикам предлагается «собрать» из выделенной ранее лексики целые связные предложения.
  • Текст прорабатывается подобным образом абзац за абзацем.
  • Сложившийся пересказ повторяют 2-3 раза.

Такой способ подойдет как для письменного изложения, так и для устного пересказа – при этом во втором случае текст можно перечитывать вслух или пользоваться аудиофрагментами для самопроверки.

Пересказ текста по вопросам

Еще один способ, позволяющий одновременно проработать новую лексику и определить, насколько вы усвоили предложенную в тексте информацию.

Для этого преподаватель ставит вопросы к каждому абзацу статьи или художественного текста и предлагает учащимся на них ответить. Предварительно также могут быть составлены списки новых слов и фраз, которые встречаются в тексте, и если проштудировать их со студентами, они смогут дать более полные ответы на вопросы. Таким образом, пересказ также складывается сам собой – логика и факты повествования становятся более простыми для восприятия.

Вводные фразы для пересказа текста

Даже если план готов, далеко не все сразу понимают, с чего начать пересказ, как переходить от факта к факту в самом повествовании и как завершить его так, чтобы это выглядело логично и «эстетично». Для этого существуют специальные клише для пересказа, опираться на которые не то что рекомендовано – а, возможно, и обязательно. Поговорим о них подробнее.

Вводная часть

Чтобы сходу ввести слушателей в курс дела, необходимо вкратце представить основную мысль повествования. В этом случае обычно используют следующие фразы:

This story is about – Это рассказ (история) о (том-то и том-то)

The extract for retelling is ( taken ) from the story ( article ) by – Пересказываемый мной отрывок взят из рассказа (статьи), написанной тем-то и тогда-то…

The story ( article ) shows ( indicates )– История (статья) описывает (демонстрирует, показывает).

The story under consideration is from the book by…– Этот рассказ взят из книги такого-то автора…

Основная часть

Здесь основной трудностью может стать переход от события к событию или факту. В логичном и последовательном изложении обычно помогают следующие клише:

The story begins with – Рассказ (история) начинается с…

The events presented in the story are as follows. – События в данной истории разворачиваются так.

The plot centers round. – Сюжет истории строится вокруг.

The scene is laid in. – Действия в рассказе происходят в…

Further (after that) the author passes on to – Далее автор переходит к.

The author narrates (describes) – Автор повествует (описывает) о…

Заключение

Чтобы закончить пересказ грамотно, стоит использовать следующие вводные конструкции:

Analyzing the story I would like to say that… Анализируя эту историю, я хотел бы сказать, что…

To sum up (to conclude, to summarize) …– В заключении (хотелось бы сказать)

The story gives a good insight into. – История позволяет получить представление о.

At the end of the story the author sums it all up by saying. – В конце истории автор подводит всему этому итог, говоря о.

Надеемся, теперь вы представляете, как правильно пересказывать текст на английском. Не жалейте времени на подготовку изложения – это станет хорошей тренировкой и для языковых навыков, и для памяти в целом.

Как быстро научиться пересказывать текст — правила и виды изложения

Как научиться пересказывать текст

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Читайте так же:
«Ни стыда ни совести»: как правильно пишется?

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Ребёнок не умеет читать

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

Разновидности пересказа

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

Ребенок читает текст

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

Ученица занимается

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.
Читайте так же:
Слизь в кале у ребенка с кровью и без крови: причины, что делать?

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

Привычка перебивать своё чадо

  • Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
  • Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
  • Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию. Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
  • Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания. Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
  • Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
  • Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.

Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

Как научить ребенка пересказывать текст

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию