Ustorka.ru

Информационный портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно подчеркиваются части речи в предложении: правила, примеры

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Читайте так же:
25 способов узнать, как у ребенка дела в школе, не произнося этой фразы: советы психолога

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Как подчеркиваются части речи?

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим примеры с существительным.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть . (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Читайте так же:
Эмблемы автомобилей мира с названиями: описание, особенности, значки машин

Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку . (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города . (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? Чей? Который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени?

Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Узнаем, как под­чёр­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, что­бы пра­виль­но опре­де­лить их в предложении.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные члены:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как сле­ду­ет под­черк­нуть допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы зада­вать к ним в предложении.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое дополнение.

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котелке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Дополнение

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, например:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду .

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну .

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стрелочкой;
  4. опре­де­лим падеж существительного;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это дополнение;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой линией.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блюдечка.

Как подчеркивается определение?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

Что такое определение

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос);
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен);
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег); (этот дом); (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше , были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое , сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

Обстоятельство это

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

  • идти куда? домой;
  • остать­ся где? в лесу;
  • уви­деть отку­да? издали;
  • рас­пу­сти­лись когда? весной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;
  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неудачи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болезни;
  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обстоятельств;
  • идем с какой целью? узнать;
  • спус­кать­ся как? осторожно;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тщательно;
  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слегка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;
Читайте так же:
Ребенок в 2 года не разговаривает: причины. Как разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия. Ребенок в 2 года не разговаривает: Комаровский

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рейса;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

Какими членами предложения бывают части речи и как они подчеркиваются

Главные члены предложения

Русский язык

В школьном курсе русского языка в разделе «грамматика» предусмотрено задание на синтаксический разбор предложения. От ученика требуется определить часть речи каждого слова и указать его роль, то есть правильно подчеркнуть карандашом. Чтобы понять, как правильно подчеркиваются части речи, нужно выучить вопросы к ним.

Синтаксическая роль

Каждое слово в предложении, связываясь с другими по смыслу, выполняет определенную функцию. Она называется синтаксической ролью и у каждого члена предложения своя. Цель разбора — найти основные и второстепенные роли и выделить их.

Как подчеркиваются части речи

Чтобы определить член предложения, полезно понять, к какой части речи он относится. Подлежащие чаще всего бывают существительными и местоимениями, сказуемые — глаголами, определения — прилагательными.

Сделать синтаксический разбор легко, если подобрать правильные вопросы. Для этого нужно выписать неизвестное и подставить к нему подходящее местоимение или наречие. Каждой функции соответствуют свои вопросы. Когда роль выяснена, осталось подчеркнуть слово так, как подчеркиваются такие члены предложения.

Грамматическое ядро

Ни одно предложение не обходится без главных членов, к которым относятся подлежащее и сказуемое. Вместе они называются грамматическим ядром или основой. Одна из этих частей может быть упущена, если текст позволяет это сделать без потери смысла.

Подлежащее — главный член, стоит в именительном падеже и обозначает предмет, существо или явление, действиям или описанию которого посвящено предложение. Отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Чаще всего на месте подлежащего стоит существительное, но также могут быть:

Как подчеркиваются члены предложения

  • местоимение;
  • глагол неопределенной формы;
  • числительное;
  • перешедшие в имя существительное прилагательное, причастие и наречие;
  • словосочетание;
  • любое слово, если оно приводится в пример.

Подчеркивается подлежащее одной прямой линией. Примеры:

  1. «Я играл в мяч». — мяч.
  2. «Бегать — мое любимое занятие». — бегать.
  3. «Ах — это междометие». — ах.
  4. «Японское море не принадлежит ни одному государству». — Японское море.

Сказуемое — это равный подлежащему член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, существа или явления. К нему относят вопросы «что сделал, делает, сделает, будет делать?», «что происходит с объектом?», «каков он?», «чем или кем является?».

Как подчеркивается определение

Чаще всего сказуемое — глагол, но в этой роли могут выступать:

  • краткое прилагательное;
  • существительное;
  • связка глаголов;
  • связка глагола и другой части речи (именной, наречия, краткого причастия).

Вопрос к сказуемому всегда задается от подлежащего, даже если оно в предложении пропущено. Подчеркивается двумя параллельными чертами. Примеры:

  1. «Вспомни нашу встречу». — вспомни.
  2. «Она попала впросак». — попала впросак.
  3. «Вася хочет поступить в колледж». — хочет поступить.
  4. «Я должен буду когда-нибудь купить дом». — должен буду купить.

Предложение, состоящее только из грамматического ядра или его части, называется нераспространенным. Такие встречаются, но чаще, кроме основных, есть и другие члены. Предложение с ними называется распространенным.

Второстепенные члены

Дополнение, определение и обстоятельство добавляют смысла, делают предложение развернутым, информативным. Первое обозначает предмет, по отношению к которому производится действие. Для него характерны вопросы всех падежей за исключением именительного: «кого, чего?», «кому, чему?», «что, кем?», «о ком, о чем?», их задают от сказуемого. Этот нюанс позволяет легко отличить второстепенный член от подлежащего.

Читайте так же:
25 способов узнать, как у ребенка дела в школе, не произнося этой фразы: советы психолога

В качестве дополнения выступают существительные, местоимения, инфинитивы и словосочетания. При разборе подчеркивание производится прерывистой линией. Примеры:

Определение как подчеркивается

  1. «Я пишу роман». — роман.
  2. «Щенку было весело с мальчиком». — с мальчиком.
  3. «Начальник взял у меня отчет». — у меня, отчет.
  4. «Он запряг тройку лошадей». — тройку лошадей.

Определение обозначает отличительные качества и свойства предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какое, какие?» и «чей, чья, чье, чьи?». Может относиться как к подлежащему, так и к дополнению. Выражается различными частями речи:

  • прилагательным;
  • причастием или причастным оборотом;
  • числительным;
  • местоимением;
  • неопределенным глаголом;
  • наречием.

При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией. Примеры:

Как подчеркивается определение

  1. «В лесу раздался громкий крик». — громкий.
  2. «Этот дом давно сгорел». — этот.
  3. «Кошечка, лакавшая молоко, заставляла миску стучать по полу». — лакавшая молоко.
  4. «Скоро прогремел второй выстрел». — второй.

Обстоятельство указывает на условия, в которых происходит действие, признак предмета или другого признака. Этот второстепенный член отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?», «для чего?», «при каком условии?».

Обстоятельство может быть:

  • наречием;
  • существительным в любом падеже, кроме именительного;
  • деепричастием и деепричастным оборотом;
  • глаголом в неопределенной форме;
  • словосочетанием.

В предложении относится к сказуемому. Подчеркивается пунктирной линией начиная с тире: тире, точка, тире.

Сами по себе части речи не участвуют в синтаксическом разборе, а значит, не подчеркиваются. Подчеркивать следует слова в качестве членов предложения, руководствуясь правилами разбора и подбирая подходящие вопросы.

Как подчеркиваются части речи в русском языке

На вопрос, как подчёркиваются части речи, правильный ответ: никак. В русском языке слова, относящиеся к любой части речи, используются для составления предложений, в которых у каждого слова определённая функция. При синтаксическом разборе слово подчёркивается в соответствии с его синтаксической ролью. Так что подчёркиваются члены предложения, вне зависимости от способа выражения.

Что такое части речи

Слова подразделяются на категории, называемые частями речи, с учётом признаков:

  • Морфологических – изменяемо ли слово, относится к самостоятельным или служебным, какие формы имеет.
  • Семантических – имеет ли лексическое значение, относится это значение к наименованиям предметов, признаков или действий.
  • Словообразовательных – каким способом и при помощи каких морфем образовано.
  • Синтаксических – роль в словосочетаниях и предложениях, взаимодействие с остальными элементами синтаксической конструкции.

На основании этих признаков части речи делятся на:

  • самостоятельные – имеющие собственное лексическое значение и синтаксические функции;
  • служебные – употребляющиеся только вместе с первой категорией;
  • междометия.

Минимальное количество частей речи, выделяемое лингвистами, – 4, максимальное – 15. Традиционный вариант классификации и основанная на нём программа общеобразовательной школы включает 12-13 разновидностей (в зависимости от программы категория состояния рассматривается в качестве отдельной группы либо как разновидность наречия).

Как подчеркиваются части речи в русском языке

Деепричастие и причастие в зависимости от авторства учебников рассматриваются в школьном курсе и как отдельные категории, и как отглагольные формы. За пределами программы остаются концепции, трактующие в качестве отдельных групп модальные слова , утвердительно-отрицательные ( да и нет) , выделяющие звукоподражательные варианты из разряда междометий.

Читайте так же:
«Не лежи на печи» — продолжение пословицы и ее смысловое значение: описание

Что такое синтаксическая роль

В речи слова соединяются в синтаксические конструкции – словосочетания и предложения. В составе предложения слово несёт определённую смысловую нагрузку и в соответствии с ней занимает предназначенное ему место, то есть становится членом предложения , самостоятельно или в составе словосочетания. Среди членов предложения выделяются главные , содержащие основной смысл высказывания, и второстепенные , уточняющие подробности: признаки, обстоятельства, при которых происходит сказанное, и пр. Без второстепенных членов предложение существует, но приобретает общий, неконкретный характер. Таблица членов предложения:

Члены предложенияВопросыЗначение
ГлавныеПодлежащееПадежный именительного падежаОбъект высказывания, предмет, о котором ведётся речь.
СказуемоеГлагольные, краткого прилагательного, им. падежаОсновная информация об этом предмете: какое действие он совершает или какому подвергается, чем является.
ВторостепенныеДополнениеПадежные (кроме Им. п.)Добавочный предмет, с помощью которого или над которым производит действие главный.
ОпределениеПолного прилагательногоПризнак, качество.
ОбстоятельствоНаречныеОбстоятельства, при которых происходит сказанное: в каком месте, каким способом, в какое время, для чего и пр.

Определяя синтаксическую роль слова, указывают, каким из названных членов оно является.

В понятие синтаксического разбора входит:

  1. Общая характеристика: цель высказывания, интонационная окрашенность, количество частей и их взаимоотношение, состав грамматических основ, распространённость, осложняющие компоненты.
  2. Определение синтаксической роли слов, составляющих высказывание. Обозначается подчёркиванием.
  3. Обозначение, какой частью речи выражен член предложения (надписывается над словом).

Подчёркивание – графическое обозначение функции слова в высказывании. Способы обозначения указаны в таблице выше.

Синтаксические роли частей речи

Слова, принадлежащие к одной и той же категории, в составе фразы выступают не в одной и той же роли. Возможности их использования в качестве членов предложения рассматриваются в таблице.

Член предложенияСпособ выраженияПримеры
ПодлежащееСуществительноеСолнце скрылось за горами.
МестоимениеКто-то настойчиво стучал в дверь.
Колич. числительноеТри – нечётное число.
ИнфинитивСплетничать – любимое занятие соседки.
Неделимое сочет-еОльга Леонидовна вернулась с дачи.
Отец с сыном ловят рыбу.
СказуемоеГлаголличн. формаПод полом тихо скребётся мышь.
инфинитивЗадача коллектива – выполнить план.
безличн. ф.За окнами темнеет .
СуществительноеКит – морское животное .
Прилагательноеполн.Ночи зимой долгие .
кратк.Восход солнца в горах прекрасен .
Причастиеполн.Книги на столе уже прочитанные .
кратк.Вечернее платье сшито из бархата.
МестоимениеМашина с синими дверцами моя .
Категория состоянияБез друзей человеку одиноко .
Неделимое сочет-еСестра маленького роста .
ДополнениеСуществительноеУсталый работник вытер платком лоб.
МестоимениеВозьмите кого-нибудь с собой.
ИнфинитивПровожающих попросили выйти .
Неделимое сочет-еЗолотой ус пора пересадить.
ОпределениеПрилагательное (полное)За деревьями блеснуло небольшое озеро.
Причастие (полное)Мама развешивает выстиранное бельё.
Причастный оборотПоникшие от жары цветы ждали дождя.
МестоимениеТребуется закончить кое-какие дела.
Числительное (порядк.)Вторая попытка окончилась неудачей.
ИнфинитивЖелание выспаться не проходило.
СуществительноеНа стол поставили корзинку для фруктов .
ОбстоятельствоНаречиеВетер неистово трепал ветви деревьев.
ДеепричастиеПрохожий, озираясь , шмыгнул в дверь.
Деепричастный оборотВыполнив задание , можешь погулять.
СуществительноеВещи упакованы в коробку .
МестоимениеЩенок весь промок под дождём.
ИнфинитивСемья едет на курорт отдыхать .

Части речи, выступая в одной из перечисленных синтаксических ролей, подчёркиваются в соответствии с этой ролью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию