Ustorka.ru

Информационный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Пропустить мимо ушей»: происхождение, прямое и переносное значение фразеологизма, объяснение одним словом, примеры предложений

научная статья по теме «ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ» (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СО СЛОВОМ УХО) Языкознание

Главная страница » Фразеологизмы » Что означает фразеологизм «развесить уши»?

Автор: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:17.12.2018

Развесить уши - значение и происхождение фразеологизма

С самого детства нам говорят, что надо уметь слушать: сначала родителей, затем учителей, потом начальников. А вот не слушать почему-то не учат, хотя такое умение, как выясняется, порой необходимо. Развесив уши, мы внимаем каждому, кто хочет оказать на нас влияние, а потом удивляемся тому, как начинают разворачиваться события.

Значение фразеологизма

Фраза «развесить уши» характеризует человека, который воспринимает информацию безоглядно, с полным доверием к собеседнику. Его не терзают сомнения по поводу искренности говорящего, он готов верить на слово, не требуя доказательств.

Возьмём бытовой пример. Жена, всегда выбиравшая продукты самостоятельно, очень занята по дому. Она отправляет мужа на рынок за рыбой для праздничного стола. Не привыкший видеть разницу между путассу и камбалой, незадачливый супруг попадает под обаяние торговки, навязывающей ему несвежую селёдку. Дома «добытчик» получает заслуженный выговор:

  • Ты что притащил? Я просила нормальную рыбу, чтобы запечь в духовке! А это что?
  • Продавщица сказала, за этой селёдкой очередь длиной до Белого дома!
  • До Белого дома! А ты и уши развесил! Больше никогда не доверю тебе такое важное дело!

Муж поступил непредусмотрительно, приняв ложь торговки за чистую монету.

Подобные коллизии бывают и на высшем уровне. Накануне выборов кандидат в президенты обещает повысить пенсии. Готовые принять на веру любой посул, ничего хорошего в жизни не видевшие бабушки и дедушки добросовестно отдают за него свои голоса. Новоизбранный руководитель получает властные полномочия, но среди множества дел невзначай забывает об избирателях.

«Вот, дед, — вздыхает пенсионерка, — проголосовать-то мы проголосовали, а пенсия не выросла». «Да, бабка, — соглашается супруг, — нас конфеткой поманили, а мы и уши развесили. Как будто первый год живём…»

Пройдите тест на знание фразеологизмов ᐅ

Происхождение фразеологизма

Выражение «развесить уши» появилось в результате наблюдений человека за окружающим миром. В природе животные чутко и внимательно распознают звуковую информацию. Вспомните собак. Услышав незнакомый голос, звонок в дверь, непривычное гудение или дребезжание, пёс настороженно поднимает уши. Новый звук для него – сигнал опасности.

Когда домашний сторож убедится, что на территорию не пробрался враг, его ушки расслабленно упадут. А стоит хозяину потрепать любимца по холке и наградить ласковым словом, как они повиснут двумя доверчивыми лопухами. Расслабленный и довольный, пёс будет покорно слушать любые слова, сказанные с интонацией похвалы.

Порой мы бессознательно ведём себя точно так же. Современные психологи и нейролингвисты научились манипулировать человеческим сознанием с помощью «кодовых» слов. Если внимательно вслушаться и вчитаться в слова, которыми нас окружают, доверие к маркетологам начнёт стремительно таять.

Очень популярны стали выражения, связанные с процессом купли-продажи: «акция», «скидка», «распродажа», «ликвидация» «выгодное предложение», «ночью дешевле», «три по цене одной». В людях усиливается соперничество, жадность, дух приобретательства, эгоизм, стремление к материальным ценностям. Из-за слежки за акциями и предложениями нам не хватает времени на простые (и бесплатные!) радости жизни: общение с близкими, чтение книг, вечерние прогулки в парке.

Человек, развесивший уши, «выгоден» всем: продавцам, политикам, управленцам, а также обычным людям, стремящимся решать свои проблемы за счёт других. Если вы привыкли слушать и слушаться, не думая о том, правду ли вам преподносят, будьте готовы, что скоро рядом появится манипулятор. Так что вместо того, чтобы развесить уши, лучше держите их востро! Такое уж нынче время.

научная статья по теме «ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ» (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СО СЛОВОМ УХО) Языкознание

«Имеющий уши да услышит» Фразеологизмы со словом ухо

© Н. А. БУРЕ, кандидат филологических наук

В статье анализируются фразеологизмы со словом ухо с точки зрения их семантики и функционирования в речи. Обращается внимание на этимологию слов, словообразовательные отношения, синонимию и антонимию устойчивых оборотов.

Ключевые слова: ухо, устойчивые обороты речи, этимология, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Филологи всегда интересовались происхождением и функционированием слов и словосочетаний, обозначающих различные понятия, связанные с человеком и человеческим телом. В разное время наименования частей человеческого тела (голова, руки, ноги, нос, глаза, уши и т.д.) были предметом изучения лексикологии, фразеологии, стилистики.

Обратим внимание на устойчивые обороты речи со словом ухо.

Французский ученый Альфред Томатис пришел к выводу, что ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают, как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем обмена веществ, а с помощью энергии звуков [1].

Народная мудрость гласит: сама природа дала нам два уха и только один рот, потому что мы должны больше слушать и меньше говорить. Внимательное слушание собеседника поможет нам понять не только другого человека, но и самого себя. Наше ухо, кроме восприятия звука, выполняет еще одну функцию — отвечает за положение тела в простран-

Читайте так же:
Оригинальные поздравления с 18-летием парню: своими словами, в прозе, в стихах

стве и способность удерживать равновесие. Поэтому совсем не случайно в языке так много оборотов речи со словом ухо.

По своей этимологии, слово восходит к праславянскому корню uxo, родственно греческому слову с аналогичным значением — «орган слуха». Время появления слова в русском языке неизвестно. Ср. также: укр. и бел. вухо; пол. и чеш. ucho.

Обратимся к словарям и определим значение слова ухо. Прежде всего, это орган слуха, а также наружная часть его. У человека ухо имеет форму раковины. У нас есть наружное, среднее, внутреннее ухо. Внутреннее ухо — один из трех отделов органа слуха и равновесия. Оно является наиболее сложным отделом органов слуха, из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом (или улиткой). Основная часть среднего уха — барабанная полость, где находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. В ухе может звенеть, мы можем ощущать шум в ушах, быть глухи или тугоухи.

Переносное значение слова ухо — способность воспринимать звуки: «Я ухо словом не привык ласкать» (Маяковский). Мы говорим о чутком ухе у музыканта, тонком ухе певца.

У некоторых предметов выступающая боковая часть, которая предназначена для подвешивания, тоже называется ухом. Например: уши у колокола, котла, ушата. Ушами (обычно во множественном числе) называются боковые опускающиеся вниз части шапки-ушанки. В морской терминологии уши — два вертикальных бруса на носу судна для крепления каната. И, наконец, отверстие у тупого конца швейной иглы -игольное ушко.

Уменьшительно-ласкательная форма «ушко» встречается в пословицах и поговорках: «За ушко да на солнышко»; «Ушки на макушке»; «Для милого ушка и сережка из ушка». Вспомним М.Ю. Лермонтова: «Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки… французы тут как тут».

Словообразовательное гнездо заглавного слова ухо включает такие однокоренные слова, как уш-к-о, уш-анк-а, уш-ник, уш-аст-ый, уш-н(ой), без-ух-ий, на-уш-ник, около-уш-н-ый.

А какое бывает ухо? Точнее, уши. По величине: большие, крупные, маленькие или крошечные. По виду: ослиные, оттопыренные, отвислые, острые, стоячие. Описывая ухо по слуховому восприятию, используем эпитеты: внимательное, музыкальное, тонкое, чуткое, острое, тугое. В произведениях русской художественной литературы встречаем: пугливое, тревожное: «Руслан внимает и глядит бестрепетно, с покойным духом. Но, шевеля пугливым ухом, конь упирается, дрожит» (Пушкин. Руслан и Людмила); «Вотще настороже тревожное ухо. Все в том захо-

лустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал?» (Рылеев. Иван Сусанин).

Интересно, имеют ли отношение к слову ухо слова подушка, оплеуха, наушничать? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее толкование этих слов:

Подушка, -и, ж. 1. Зашитый со всех сторон чехол, набитый пухом (перьями, волосом, ватой), для подкладывания под голову, для сидения. Пуховая, перьевая п. Диванная п. 2. То, что является опорой чего-н., принимает на себя давление (спец.). П. механизма. Кислородная подушка — в медицине: емкость с кислородом в форме подушки. Воздушная подушка (спец.) — создающая подъемную силу область повышенного давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов, приборов. Судно на воздушной подушке.

Оплеуха, -и, ж. (прост.). То же, что пощечина.

Наушничать, -аю, -аешь, несов. (разг.). Клеветать, передавать злые сплетни о ком-н. [2].

Однокоренным словом с корнем -ух- является слово наушничать -дуть в уши, наговаривать. Ср. Только тот с успехом дует в уши, кто нашел для себя подходящие уши: умному в уши надуть — не совсем легко [3].

Слова оплеуха и подушка к слову ухо не имеют отношения. Слово оплеуха (суффикс -ух-) образовано от глагола плевать и связано с распространенным в народе обычаем перед дракой плевать на руки [4].

Народная этимология приписывает слову подушка родство со словом ухо — подложенная под ухо. На самом деле слово это связано с существительным дух; подушка означает «надутая» [Там же].

Ухо считается одним из «многострадальных» органов человека. Какие же действия можно производить с нашими ушами? Распределим фразеологизмы с таким значением по возрастанию степени воздействия.

Самые простые, «невинные» действия: шептать на ухо, вешать лапшу на уши, впускать в одно ухо и выпускать из другого, дуть в уши и прожужжать все уши.

Также можно взять за уши, схватить за уши, притянуть за уши (не оттащить за уши), тащить за уши, получить по ушам, драть за уши, ударить по уху, дать в ухо, ставить на уши, оторвать уши (высшая степень воздействия). Правда, еще может медведь на ухо наступить, за ушами может трещать или что-то может стоять в ушах.

Читайте так же:
Как родителям подготовить ребенка к школе: интересные развивающие задания, советы и рекомендации специалистов родителям

И совсем «гуманно», не производя никаких действий с ушами, -что-то пропустить мимо ушей или просто улыбаться от уха до уха.

Интересны значения этих оборотов речи. Например, если мы дуем в уши, значит сплетничаем, наговариваем, наушничаем: «Надула в уши свекору, что рожь добрее родится из краденых семян» (Некрасов).

Если материал научной статьи притянут за уши, — значит используется без достаточных оснований. Можно прожужжать все уши (протрубить, прокричать, протрещать) и надоесть собеседнику долгими разговорами об одном и том же. Когда мы пропускаем мимо ушей важную информацию, то оставляем ее без внимания: «А тебе советую не пропустить мимо ушей этих слов» (Гоголь). Ставя на уши, мы приводим человека в раздражение, возбуждение и даже лишаем покоя. Тащим за уши двоечника, стараясь помочь, но испытываем и преодолеваем его сопротивление. Конечно, лучше всего всегда и везде улыбаться от уха до уха, широко, во весь рот, испытывая радость и счастье.

Уши и «сами» могут «действовать»: они растут, вянут, трещат и опухают.

Можно также хлопать ушами, держать ухо востро, делать финт ушами, развесить и навострить уши или приклонить ухо. Интересно, что слушать и слышать можно краем уха (вполуха), одним ухом или во все уши.

В крайнем случае возможно даже встать на уши или сделать стойку на ушах. Находясь в состоянии возбуждения, мы можем стоять на ушах, веселясь, шумно развлекаясь или, наоборот, тревожась.

Быть в спокойном состоянии — не реагировать ни на что, не вести ухом: «А Мишенька и ухом не ведет… в берлогу теплую забрался» (Крылов).

Грубое, неодобрительное выражение хлопать ушами используется для характеристики человека, который слушает невнимательно, не вникая и не понимая, о чем идет речь.

Каково положение ушей «в пространстве»?

Во-первых, выше лба уши не растут (невозможно сделать больше того, на что способен); во-вторых, у веселого, жизнерадостного человека — рот до ушей, хоть завязочки пришей (ср.: рассмеяться до ушей). В-третьих, мы можем увидеть свои уши только в зеркале: не видать как своих ушей (никогда не увидеть, не получить желаемого).

Человек может покраснеть до ушей — очень сильно (ср.: до корней волос). Если кто-то ничего не смыслит в происходящем, говорят: ни уха ни рыла (ср.: ни в зуб ногой). И, наконец, у стен тоже есть уши (здесь могут подслушивать).

А кто же такой ухо (парень), ухорез? Это чуткий, ловкий, лихой сорванец, молодец, удалый [3]: «Вспомним только одни названия, которыми народ сам характеризует в себе это свойство, например: название ухо, которое дается такому человеку, в котором все жилки горят и говорят, который миг не постоит без дела…» (Гоголь).

В противоположность ухорезу (чуткий) — тугой (крепкий) на ухо -глуховатый: «Монах не сразу дослышал: кажется, был крепковат на ухо» (Боборыкин).

Можно по уши (в значении наречия) увязнуть в работе, в долгах; в снегу или в грязи, т.е. совершенно, полностью. Или влюбиться, «втрескаться» по уши — очень сильно: «Он по уши погряз в долгах» (Салтыков-Щедрин); «Обласкан по уши кумой, пошел без ужина домой» (Крылов).

Интересно сравнить два выражения: на ухо говорить, шептать (по секрету, тихо, чтобы никто не слышал) и просторечное на ухо (на рыло), т.е. на каждого человека; без доплаты при обмене: «Ведро пива на ухо -и ни в глазе» (Марлинский).

А если идти или бежать ухо в ухо, ухо к уху (ноздря в ноздрю) — это совсем рядом, на одной линии.

Образные выражения легко вступают между собой в синонимические отношения. Это могут быть обороты с близким значением, например: держать ушки на макушке, держать ухо востро — быть осторожным, осмотрительным; пропускать мимо ушей, впускать в одно ухо, выпускать из другого — не обращать внимания, плохо слушать; слушать во все уши и приклонить ухо (устаревшее) — слушать очень внимательно, не пропуская ни одного слова.

Выражая одно общее поняти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF

на указанную при оплате почту. Время доставки составляет
менее 10 минут
. Стоимость одной статьи —
150 рублей
.

Фразеологизмы со словом «ухо» и их значение (с примерами)

Фразеологизмы со словами «ухо» и «уши» и их значениеВсе звуки, что мы слышим, проходят через наши уши, и от состояния слуха во многом зависит полноценность восприятия окружающего мира. В русском языке накопилось множество фразеологизмов со словами «ухо», «уши». Эти фразеологизмы кратко и емко описывают то, как мы используем уши при взаимодействии с окружающим нас миром.

Держать ушки на макушке
Внимательно отслеживать текущую обстановку и быть готовым отреагировать на любое изменение ситуации.

Приходилось держать ушки на макушке — с высоты отступать никто не хотел.

Держать ухо востро
Быть осторожным, вести себя крайне осмотрительно.

Не было никакой необходимости держать ухо востро. Противник решил взять тайм-аут.

В одно ухо влетает, в другое вылетает
О человеке, который невнимательно слушает кого-либо и не запоминает того, что ему говорят.

Читайте так же:
Как украсить комнату на детский день рождения своими руками? Как красиво украсить комнату на день рождения ребенка: мальчика и девочки?

Зачем стараться рассказывать, разжевывать? У него в одно ухо влетает, а в другое вылетает.

Медведь на ухо наступил
О человеке с плохим музыкальным слухом.

В музыкальную школу ему дорога закрыта — медведь на ухо наступил.

Режет ухо
О высказываниях или иных звуках, которые производят неприятное впечатление своим неблагозвучием, фальшью.

Когда они начинали трещать, обсуждать какие-то мелочи, левое крыло сада было недовольно. Их болтовня резала ухо.

Вешать лапшу на уши
Врать, обманывать, лгать.

Он не любит лапшу подавать к столу, ему нравится лапшу вешать на уши.

До ушей краснеть
То есть покраснеть очень сильно.

Выйдя к доске, он покраснел до ушей.

Тугой на ухо
О человеке, который плохо слышит.

Василий Савельевич — тугой на ухо, ты убедись в том, что он слышал твои слова.

До ушей улыбаться
О широкой улыбке.

Увидев милую, интеллигентную Светочку, он улыбнулся до ушей.

Слушать вполуха (одним ухом)
Слушать крайне невнимательно.

Слушать вполуха — спеть вполсилы.

По уши в грязи
О сильно замаравшемся в грязи человеке. Слово «грязь» не всегда используется в прямом смысле, иногда иносказательно.

Его втянули в это дело — и он оказался по уши в грязи.

За уши не оттащишь
О ситуации, когда человека невозможно отвлечь от какого-либо занятия.

Его от аттракционов за уши не оттащишь.

Влюблен по уши
О человеке, который очень влюблен.

Докладываю всем: «В Луизу Ивановну влюблен по уши».

За ушами трещит
О человеке, интенсивно, энергично поглощающем пищу.

Ест с аппетитом, аж за ушами трещит — но лучше так, чем сидеть впроголодь.

Притянуто за уши
О малоубедительном объяснении, не подтвержденном ни фактами, ни логическими доводами. Возможно, это выражение пришло из Древнего Рима, где свидетеля, не явившегося в суд, приводили туда, держа за ухо.

Это объяснение гроша ломаного не стоит, всё притянуто за уши, но кто знает, может сработает.

И ухом не повел
Неодобрительный отзыв о человеке, который не обращает никакого внимания на тех, кто ему что-то говорит или делает замечание.

Кумушки пытались его образумить. Куда там? Он даже бровью не повёл.

Рот до ушей
Пренебрежительно-ироничный отзыв о ситуации, когда человек чему-то очень рад и широко улыбается.

Наконец-то у него всё получилось! Выглядит радостным, рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Ни уха, ни рыла не смыслить
Грубая форма отзыва о человеке, который не понимает предмета обсуждения.

Да как с ними столковаться? Они в психологии не ухом, не рылом не смыслят.

Ушами хлопать
Слушать что-либо, но не понимать, о чем идет речь.

Стоит, ушами хлопает, не дело это! Пусть заранее во всём разберется.

Уши вянут
Так описывают ощущения от совершенно неприемлемых или глупых речей какого-либо человека. Этот фразеологизм использовал А.П.Чехов в своем рассказе «Розовый чулок».

Слушаешь Галину Ермолаевну и уши вянут. Ничего конструктивного, делового — одна болтовня.

Уши горят
О состоянии, когда человек испытывает чувство стыда.

После слов Макара Роза почувствовала, как у неё горят уши.

Глаза и уши
Так иносказательно называют людей, занимающихся разведкой и наблюдением.

Помните, главное для охотника-натуралиста это глаза и уши.

Голова два уха
Так пренебрежительно говорят о недалеком, глуповатом человеке.

Что с него взять? Голова два уха.

Не видать, как своих ушей
О чем-то, чего человеку никогда не удастся увидеть воочию.

Не видать ему царицы Тамары, как своих ушей.

Краем уха слышать
Услышать чей-то разговор не полностью, частично.

Он слышал краем уха, что Фёдор Петрович собирает подписи против строительства нового корпуса.

Пропустить мимо ушей
Невнимательно, рассеянно выслушать какую-либо информацию, проигнорировать то, что сказано.

То, что на лекции было самым главным, он пропустил мимо ушей.

Навострить ухо
Усилить внимание к какому-либо разговору.

Медведь навострил ухо — за кустами послышался какой-то шорох.

Надрать уши
Наказать или отругать кого-то. Как правило, используется в форме обещания.

Если ты ещё раз обидишь малыша, я тебе уши надеру.

Развесить уши
Доверчиво и увлеченно слушать чей-либо разговор.

Развесить уши — было не в её правилах, она была слишком умна для этого.

Не верить своим ушам
Удивляться или поражаться какой-либо информации, как правило, неожиданной.

Что я слышу? Николай Петрович, вы решили уехать? Не верю своим ушам!

Не для ваших ушей
Так характеризуют информацию, которая не может быть сообщена данному человеку.

Работайте и не обращайте никакого внимания на шумные разговоры. Они не для ваших ушей.

Прожужжать все уши
Надоедать кому-либо разговором об одном и том же.

О своём сыне соседка прожужжала все уши.

Греть уши
Подслушивать.

Сидим, греем уши, а, может, лучше на солнышко, на свежий воздух, чем сидеть в душном помещении?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте так же:
Как умножать столбиком? Как объяснить ребенку умножение столбиком? Умножение на однозначное число, двузначное число, трехзначное число: алгоритм умножения чисел

Морфологический разбор «пропустить мимо ушей»

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
        • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
        • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
        • признак рода (только в единственном числе);
        • число (согласуется с существительным);
        • падеж (согласуется с существительным);

        План морфологического разбора прилагательного

        Полная луна взошла над городом.

        Полная (какая?) – имя прилагательное;

        • начальная форма – полный;
        • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
        • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
        • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

        Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

        Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

        Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
        • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
        • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Стройная (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — стройный;
        • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
        • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

        Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — тоненький;
        • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Голубые (какие?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — голубой;
        • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
        • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: определение.

        Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — изумительный;
        • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
        • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
        • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

        Морфологические признаки глагола

        Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

        Морфологические формы глаголов:

        • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
        • спрягаемые (личные и безличные) формы;
        • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

        Морфологический разбор глагола

        • начальная форма — инфинитив;
        • постоянные морфологические признаки глагола:
          • переходность:
            • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
            • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
            • возвратные (есть -ся, -сь);
            • невозвратные (нет -ся, -сь);
            • несовершенный (что делать?);
            • совершенный (что сделать?);
            • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
            • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
            • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
            • наклонение:
              • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
              • условное: что делал бы? что сделал бы?;
              • повелительное: делай!;
              • сказуемым: Быть сегодня празднику;
              • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
              • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
              • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
              • обстоятельством: Я вышел пройтись.

              Морфологический разбор глагола пример

              Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

              Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

              Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

              • начальная форма — послать;
              • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
              • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

              Какая тишина, прислушайтесь.

              Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

              • начальная форма — прислушаться;
              • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
              • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

              Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы".

              Нажмите, чтобы узнать подробности

              Цель урока:формировать умения находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивы словосочетаний.

              Планируемые достижения:

              Значение фразеологизмов и их использование в речи.

              — Работа со словарём фразеологизмов.

              — Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

              — Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

              -Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

              — Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава.

              Метапредметные:

              Познавательные УУД:

              Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно);

              Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий;

              Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить ее в словесную форму;

              Осуществлять алгоритм между изучаемым предметом и собственным опытом;

              Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

              Коммуникативные УУД:

              Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

              Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

              Учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;

              Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

              Регулятивные УУД:

              Понимать и сохранять цель и учебную задачу;

              В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

              Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

              Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации ( в заданиях учебника, справочном материале учебники — в памятках);

              Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

              Оценивать свои достижения, определять трудности;

              Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

              Личностные УУД:

              Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

              Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

              Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

              Для учителя: учебник Русский язык3 класс УМК «Школа России», стр. 49-52, презентация.

              Для ученика: учебник Русский язык3 класс УМК «Школа России», стр. 49-52.

              голоса
              Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию