Ustorka.ru

Информационный портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказкотерапия: что это — методики задействования, применение. Как воспитать ребенка при помощи сказкотерапии?

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Сказки

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Читайте так же:
Что делать, если пересолила гречку: советы

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Читайте так же:
Где можно купить билеты на самолет онлайн? Как узнать наличие мест на самолет и их стоимость? Поиск дешевых авиабилетов по всем авиакомпаниям: ссылки

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Сказкотерапия для детей

Хороший детский психолог всегда предложит испробовать самые бережные, мягкие способы терапии, одним из которых является сказкотерапия. Этот метод необходим не только при коррекции психоэмоционального состояния, но и в повседневной жизни для воспитания и гармоничного развития ребёнка. В статье расскажем подробнее об этом направлении арт-терапии, объясним, как самостоятельно составлять сказку и заниматься вместе с ребёнком, какие возрастные особенности нужно учитывать.

Содержание

Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.

Интересно, что русские народные сказки, библейские сюжеты и рассказы всех народов мира часто построены по тем же канонам сказкотерапии, которые предлагают использовать психологи. Поэтому большинство родителей без теории всё отлично делают на практике, читая любимые книжки детям. Но в этой статье всё же попытаемся объяснить, чем сказкотерапия отличается от простого чтения на ночь и какие особенности этого направления нужно учитывать.

Что такое сказкотерапия

Дети и взрослые часто не могут говорить на одном языке. При этом трудности с объяснением возникают, в основном, именно у взрослых. К тому же, именно им, родителям, чаще всего нужно что-то объяснить, чему-то научить детей.

Чтобы максимально убрать возрастные различия и как бы встать на один уровень с ребёнком, сблизиться с ним, войти в доверие, взрослые для объяснения сложных явлений и причинно-следственных связей, для предостережения от опасностей и обучения часто использовали иносказания. Эти рассказы обрастали действующими героями, замысловатым сюжетом, образными выражениями и превращались в сказки, которые рассказывались из поколения в поколение. Так одна знаменитая сказка учит слушаться старших и не убегать от них, чтобы тебя не съела хитрая лиса, другая – не доверять прохожим, чтобы волк не вломился в избушку бабушки.

К середине XIX века интерес к сказкам, как к народному творчеству, проснулся у литературоведов – у братьев Гримм и А.Н. Афанасьева. Теперь сказочные сюжеты тщательно собирались в сборники, что дало возможность установить чёткие связи между, казалось бы, совершенно несвязанными сказками. Дело в том, что все поучительные рассказы строились по похожим сказочным сюжетам. Так народ методом проб и ошибок дошёл до осознания, что ребёнка легче и правильнее воспитывать, используя определённые последовательности действий, набор персонажей и так далее.

Затем за изучение сказок взялись психологи, они заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.

Итак, сказкотерапия – это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок.

Сказкотерапия: что это — методики задействования, применение. Как воспитать ребенка при помощи сказкотерапии?

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1]. В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению и профилактике психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете выступали с лекциями специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.

Нами рассмотрен одни из перспективных, на наш взгляд, методов в психотерапии — сказкотерапия. Цель работы – оценить спектр применения сказкотерапии как метода профилактики и лечения психических нарушений.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры. Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8].

Читайте так же:
Чем мажут палец вокруг ногтя при маникюре шеллаком, градиентном, водном и омбре, чтобы не испачкать лаком? Как пользоваться средством для защиты кутикулы при маникюре?

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую. Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].

Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].

В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого) показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии, внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].

Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].

Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].

В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].

Читайте так же:
Самые необходимые и распространенные слова, фразы для умения говорить и понимать по-армянски: список важных слов и фраз для туристов и учащихся

Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у детей (возраст 7 — 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического состояния детей, что привело к их социальной адаптации [19].

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.

Сказкотерапия: что это — методики задействования, применение. Как воспитать ребенка при помощи сказкотерапии?

Интерес к проблеме воображения как психическому процессу возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Необходимо отметить, что особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).

Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие отмечали, что основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. «Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире».

Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Данный метод использует сказочную форму «для интеграции личности, развития творческих способностей и воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром» [1]. Данный метод позволяет организовать интегрированную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их образ и т.д. Занятия развивают творческое воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.

Целью данной работы являлось теоретически обосновать роль сказкотерапии в развитии воображения у детей дошкольного возраста.

Как указывают многие ученые работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника не только активный речевой запас, понимать эмоциональное состояние окружающих, но применение приема, такого как сочинение сказки и иллюстрации к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей.

Итак, на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования нами были выделены три этапа работы с детьми старшего дошкольного возраста:

I этап – познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод – словесная режиссерская игра).

II этап – словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод – словесное комментирование).

III этап – выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод – совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

При использовании метода сказкотерапии в развитии воображения необходимо учитывать следующие принципы [2]:

1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача психолога – показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

Читайте так же:
Отдых в Италии. Основные туристические города и курорты

2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон;

3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях .

Сказки в литературных источниках классифицируются по разным основаниям. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич –Евстигнеевой): художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.

Д.Д. Нагишин предложил пять законов, которые нужно учитывать при работе с методом сказкотерапией:

«1. Одушевление предметов и явлений природы.

2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы.

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи.

4. Чудесные превращения и обращения.

5. Гиперболизация» [3].

Мы согласны с мнением автора, что благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка и является эффективным материалом для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы.

На основе обобщения опыта практиков образования нами были выделены следующие направления работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

3. «Почему герой так поступил?» – то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» – «плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки (элементы театрализации). Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

7. Элементы ТРИЗ (проблемные ситуации, вопросы, игровые задания, игры-экспериментирования).

Таким образом, при использовании метода сказкотерапии с целью развития воображения можно предложить следующий алгоритм работы:

Чтение сказки (Выразительное чтение. Чтение по ролям. Различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды. Сопоставление вариантов сказок и другие виды работ).

Упражнения на ритмизацию. Например, движение героев сказки. Психогимнастика.

Пантомические этюды. Театрализация. Постановка кукольных спектаклей. Имидж-терапия (мгновенное преображение).

Изотерапия (рисование по мотивам сказки наиболее значимого для них отрывка).

Творческое рассказывание по картинкам или составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Введение в сюжет сказки нового героя. Изменение сказочной развязки и т.д.

Также мы предлагаем в ходе практической работы с детьми опираться на методы Л.Б. Фесюковой:

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

Спасательные ситуации в сказках. Используя данный метод, педагог, придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов спасательных решений.

Сказки от фантастических явлений. Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При применении данного метода следует дать детям понять, что они сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений.

Сказка продолжается. На этом этапе можно предложить дошкольникам изменить концовку, предложить дальнейшее развитие событий и т.д.

Сказки, но по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. То есть за основу берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что метод сказкотерапии – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития воображения, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка также учит ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию