Ustorka.ru

Информационный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сочинение на тему «Подвиг Ивана Сусанина»: биография, интересные факты из жизни, дата рождения

Иван Сусанин. Подвиг и легенда

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

Иван Сусанин. Подвиг

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Иван Сусанин

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

Михаил Федорович Романов. История про Ивана Сусанина

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Иван Сусанин. Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

Читайте так же:
Сценарии новых сказок для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8 лет в ролях — лучшая подборка

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила :
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Читайте так же:
Женские образы в романе «Тихий Дон»: характеристика, описание своими словами, судьбы в романе, сочинение

Читайте также:

Иван Сусанин

Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя.

Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад. В те смутные времена, когда русский народ находился под угрозой порабощения, обычный костромской крестьянин не пожалел своей жизни и отдал ее за независимость родины. Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Нужно сказать, что официальное отношение к герою менялось неоднократно. Несмотря на это, его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклёра, он стал плотью и кровью русского народа. Он стал привычным до такой степени, что стерлась трагичность самой личности Сусанина. А образ его трагичен, и не только от того, что умер мученической смертью, а тем отношением, которое сложилось к нему после гибели. Главная роль в этом вопросе отводится политике, потому что ни один исторический персонаж после смерти не был в роли жертвы политических спекуляций так, как Сусанин, ни в дореволюционное время, ни после него.

Смутные времена

Прежде чем рассматривать личность и подвиг Сусанина, необходимо освежить в памяти тот исторический период, когда жил национальный герой. Шла первая половина 16-го столетия, Россия охвачена многочисленными природными, классовыми и религиозными катаклизмами. Это было время голодомора 1601-1603-го годов, престол захватил самозванец Василий Шуйский, в 1609 году на русские земли вторглись поляки, в 1611-м поднялось ополчение, и еще много других факторов, повлиявших на ход событий.

Портрет Ивана Сусанина

Костромская область, где проживал Сусанин, тоже сильно пострадала в те времена. В 1608-1609-м годах Лжедмитрий II практически полностью разрушил Кострому, Ипатьевский монастырь подвергся атакам, польские войска разгромили Кинешму.

Неизвестно, как эти события отразились на самом Сусанине и его родных и близких. Однако это был тот исторический отрезок времени, когда жил национальный герой. Война подобралась к его дому тогда, когда все решили, что она уже на исходе.

Личность Ивана Сусанина

До наших дней биография Ивана Сусанина не дошла, да и кто тогда записывал исторические факты рождения и личной жизни простых крестьян. Никаких сведений о его родных и близких не сохранились. Известно только, что у него была дочь, которая носила имя Антонида, непривычное для уха современного человека. Она стала женой крестьянина Богдана Сабинина, и в этом браке родила двух сыновей – Константина и Даниила. Точная дата рождения мальчиков тоже не установлена.

Ни одной записи касающейся жены Сусанина найти не удалось. Историки предполагают, что в то время, когда Иван совершал свой подвиг, она умерла. На тот момент дочери Антониде было шестнадцать лет. Поэтому когда возникает вопрос о возрасте самого Сусанина, то ученые говорят, что он уже подошел к зрелому возрасту, и было ему от 32 до 40 лет.

Время и место подвига

В наши дни почти всем известно, что совершил Сусанин, а вот на вопрос, когда это происходило, ответят единицы. История сохранила несколько версий развития событий. По одной из них, все случилось поздней осенью 1612-го. Эту версию подтверждают предания, которые говорят, что герой спрятал царя в яме, где недавно сожгли овин, и накрыл эту яму обгоревшими на пожаре досками. Но эта история поддавалась критике многих исследователей. Если ее все же отнести к разряду достоверных, то это может быть правдой по той причине, что овины жгли именно осенью, а не в другое время года.

Но вторая версия напрочь отвергает первую, потому что во всех литературных произведениях и на художественных полотнах видно, что Сусанин водил поляков по лесу через снежные сугробы. Поэтому реально рассматривать вариант, что действие приходится на конец февраля – начало марта 1613 года, а не на осень 1612-го. Именно в это время поляки шли с целью лишить жизни царя Михаила, разрушить стабильность России и впоследствии завоевать российский престол.

У каждой из версий есть свои поклонники и противники, точную дату узнать уже не сможет никто, потому что важные детали так и остались скрыты под толщей времени. А те, что дошли до потомков, неправильно расшифрованы. Главное, что подвиг Сусанин совершил, а все остальное можно воспринимать как миф.

Село Деревнище

Некоторые исторические хроники придерживаются версии, что никакого похода по заснеженным лесам не было. Сусанин спрятал царя в селе Деремнище и там же был схвачен поляками. Они долго пытали его, а потом убили, так и не получив ответа на интересующий их вопрос. Однако исторического подтверждения эта версия не имеет.

Версия гибели Сусанина

Эта версия развития событий записана во всех учебниках истории, к ней больше всего склоняются историки. Эта версия гласит, что местом смерти Сусанина стало Исуповское болото. Говорят, что на месте его гибели выросла сосна красного цвета, напитавшись кровью героя. Иногда болото называют «Чистым», потому, что его омыла страдальческая кровь национального героя. Однако все эти домыслы стоит отнести к фольклорному наследию. Но, тем не менее, именно на болоте происходили все исторические события. Сусанин долго водил поляков по трясине, пытаясь завести их как можно глубже в лес, в противоположную сторону от нужного им села.

Однако эти события тоже сопровождаются многочисленными вопросами. Когда Сусанина убили на болоте, куда делись все польские вояки, все ли они умерли или кому-то удалось выбраться? Откуда тогда сведения о смерти Сусанина, кто мог рассказать о том, что он погиб. Смерть польских воинов не зафиксирована ни в одном из исторических документов, много раз перелопаченных учеными. Однако есть мнение, что местом гибели Сусанина стало не болото.

Смерть в деревне Исупово

И таким местом некоторые историки называют деревню Исупово. Доказательством этой версии служит документ, где правнук Ивана обращается к императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении льгот, которыми пользуются потомки Сусанина. На основании этого прошения можно сделать вывод, что смерть настигла национального героя именно в Исупово, и свидетелями его казни были жители этого населенного пункта. Именно они сообщили печальную новость родным героя, и доставили его тело в село Домнино.

Картина Сусанин и поляки

Это предположение единственное, которое подтверждается документально, и считается самым реальным. Тем более его правнуку – Собинину И.Л., было доподлинно известно место гибели своего знаменитого предка. Историки больше склоняются к этой версии развития событий.

Читайте так же:
Как одеть, закрепить, повесить балдахин на детскую кроватку, держатель, стену, потолок: инструкция. Дизайн места крепления, держателей балдахинов: идеи, фото

Могила Сусанина

Естественно, у всех возникает вопрос о месте захоронения национального героя. Если придерживаться версии, что местом гибели была деревня Исупово, а не болото, то его обязательно должны были похоронить. Есть предположение, что останки Сусанина покоятся на кладбище близ Воскресенской церкви, служившей приходом селянам Домнино и Деревнища. Однако весомые доказательства этого факта отсутствуют.

Некоторые источники утверждают, что впоследствии тело героя перезахоронили на территории Ипатьевского монастыря. Однако эту версию тоже нечем подтвердить, и она не прижилась среди исследователей биографии Сусанина.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иван Сусанин

4567

И ван Сусанин — национальный герой периода Смутного Времени. Будучи простым костромским крестьянином, крепостным (хотя есть версии о его более серьезном положении и статусе), сумел выделиться в непростое время русской истории.

Сусанину приписывают подвиг, спасение Михаила Романова , новоиспеченного государя от рук польско-литовских интервентов, которые в течение довольно долгого времени после воцарения новой династии действовали на территории обескровленной страны.

Примечателен тот факт, что о жизни Ивана Сусанина не известно практически ничего. Некоторые историки и вовсе считают, что такого человека не существовало, и он был выдуман в более поздние времена. Сторонники этой версии относятся к Сусанину как к некоему фольклорному персонажу.

Много вопросов вызывает и история о спасении Михаила Романова, о действиях крестьянина, которые тот предпринимал для защиты нового государя.

Все это создает разночтения. Версий как самого подвига, так и происхождения национального героя довольно много. Дискуссии о личности и принципиальном факте существования такого человека велись как в дореволюционной историографии, так и в годы развития советской науки.

Несмотря на активное обсуждение и изучение вопроса, к единому мнению прийти не удалось до сих пор.

Личность Ивана Сусанина

Как уже было сказано, о жизни национального героя не известно практически ничего. Согласно официальной и наиболее вероятной версии, его предки были родом из д. Деревеньки.

В зрелые годы Сусанин Иван жил на территории вотчины дворян Шестовых в селе Домнино примерно в 64 километрах от современной Костромы. Дискуссионным остается вопрос и о его социальном статусе.

4567

Волков А.М. — Смерть Ивана Сусанина (1855)

Если верить официальной, распространенной версии, Иван Сусанин был простым крепостным, трудился на земле. Однако есть и другие представления. Например, многие историки называют его не простым земледельцем, а вотчинным старостой.

Есть версия и о том, что национальный герой занимал должность приказчика, управлял дворянским хозяйством и имел довольно солидное положение. В любом случае, все это только догадки, не подкрепленные никакими достоверными фактами.

Мало известно и о семейном положении крестьянина Ивана Сусанина. О его супруге нет упоминаний ни в документах того периода, ни в преданиях. Однако точно известно, что у него был как минимум один ребенок. Дочь Ивана Сусанина звали Антонида, и она была замужем, растила собственных детей.

45678

Скотти Михаил — Иван Сусанин (1851)

По всей видимости, на момент окончания событий Смутного Времени национальный герой был в зрелых годах, а супруга его уже умерла.

Больше сведений о его личности нет.

Версии подвига

Есть как минимум 3 варианта, каким образом Иван Сусанин действовал в непростое время. Чтобы лучше понять суть, стоит восстановить хронологию событий.

Немногим позже окончания открытой интервенции польских и шведских интервентов был созван Земский Собор. Прямых потомков династии Рюриковичей не осталось, по мужской линии род прекратился. Острым стал вопрос о выборе нового государя.

4567

Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942) — Иван Сусанин (1884)

По решению участников, роль правителя страны должен был выполнить юный Михаил Романов, основоположник новой династии. Однако не все были согласны с кандидатурой. Ранее представители самозваного правительства, Семибоярщины, обещали престол королевичу Владиславу, сыну короля Польши Сигизмунду.

В 1613-м году польско-литовские захватчики еще продолжали хозяйничать на русской земле. По преданию, Иван Сусанин попал к ним в руки и под пыткой согласился проводить интервентов к месту, где в это время находился Михаил Романов. Вместе с матерью он укрывался в Ипатьевском монастыре.

Далее же истории разнятся в самой своей сути.

Версия 1: героическая

Некоторые историки позднего царского периода придерживались именно ее. Если верить этому варианту, Иван Сусанин согласился сопроводить незваных гостей к месту, где прятался законно избранный преемник династии Рюриковичей.

Однако вместо того, чтобы привести интервентов к Ипатьевскому монастырю, Иван Сусанин завел их в глухую лесную чащу, откуда не было выхода. О своем поступке храбрый крестьянин сообщил только на следующий день.

456789

Баранов А. — Подвиг Ивана Сусанина

После чего его долго мучили, а затем жестоко убили. Выбраться полякам было не суждено, они сгинули где-то в болотах.

Эта красивая версия считается наиболее распространенной. Однако у нее очень много противников. И на то есть причины, историки и исследователи приводят целый ряд доводов:

  • Во-первых, откуда известно, как именно погиб Иван Сусанин, если ни он сам, ни польско-литовские интервенты из чащи леса не выбрались?
  • Во-вторых, почему захватчики обратили внимание именно на одного крестьянина? Откуда они могли знать, что он осведомлен о местонахождении Михаила Романова?

Как полагают сторонники другой версии, допрос с пристрастием коснулся не только Сусанина, но и всего села. А может быть и не одного.

  • Наконец, есть претензии и к самой сути поступка. Ипатьевский монастырь был хорошо укреплен. Зачем крестьянину было скрывать местонахождение нового законного государя, если кучка интервентов не смогла бы сделать ровным счетом ничего? Тем более информации о сколь-нибудь значительном числе интервентов не было.

История о храбром крестьянине, национальном герое в таком виде с большой вероятностью появилась в екатерининские времена. Это скорее красивое предание, чем реальная история. Хотя такого мнения придерживаются далеко не все.

Версия 2: реалистичная

Другие историки и исследователи предполагают, что Иван Сусанин действительно существовал и был реальной фигурой. По их мнению, допросу подвергался не только крестьянин, но и его односельчане.

435678

Фаюстов Максим Васильевич — Иван Сусанин (первый вариант) (2002)

Однако благодаря силе духа никто не выдал местонахождения Михаила Романова и поляки не узнали о том, где прячется новый русский государь.

После того, как Сусанин отказался отвечать, его замучили до смерти. Что произошло с другими, история умалчивает. Вполне может быть, что героев было намного больше.

В любом случае, эта версия считается более правдоподобной и достоверной.

Вариант 3: Сусанина не существовало

Некоторые историки, например Николай Костомаров, считали, что национального героя, храброго крестьянина таким, каким его описывают, и вовсе никогда не было. Он всего лишь плод фантазии, причем корыстной.

Читайте так же:
Как нарисовать Ивана Царевича из сказки Царевна Лягушка? Как нарисовать Ивана Царевича и Серого волка?

После того, как ситуация в стране стабилизировалась, просителем к государеву двору отправился зять Ивана Сусанина Богдан Собинин. Он обратился с историей о стойкости и лояльности власти.

5678

Маковский Константин Егорович — Иван Сусанин (1914)

Согласно этой версии, именно его стараниями на свет появился образ национального героя. В 1619 тот получил грамоту, по условиям которой род освобождался от всех податей на поколения вперед.

Таким образом, Сусанин предстает реальной личностью. Но о нем опять же мало что известно, кроме образа, созданного его зятем ради достижения своих корыстных целей.

У этой версии было немало противников. Но сколь-нибудь достоверных доводов они высказать не могли.

Таким образом, биография Ивана Сусанина полна прорех. О нем не известно практически ничего, что дает хорошую почву для версий и теорий, не проливая свет на реальное положение вещей. Добиться единого мнения, консенсуса по вопросу исследователи не могут до сих пор.

Увековечение памяти

Подвиг Ивана Сусанина отмечен несколькими памятниками:

  • В центре Костромы. Его возводили дважды. Первый раз в 1851 году, но в 30-е нового века он был уничтожен, а площадь имени национального героя — переименована. Следующий монумент возвели только в 67-м. Там он стоит до сих пор.
  • В Великом Новгороде. Изображение Ивана Сусанина входит в скульптурный ансамбль «Тысячелетие России», возведенный в 1862 году.

Существует еще несколько памятников не такого большого масштаба.

4567

Леонова Екатерина М. — Иван Сусанин

Монументы — не единственный способ увековечить героический поступок. Именем Ивана Сусанина называли площади, районы и улицы.

Кроме того, известно как минимум о нескольких кораблях разного назначения, которые носили имя знаменитого крестьянина.

Особняком стоит искусство. Иван Сусанин — яркий персонаж русской истории. Безотносительно его реальности и количества правды в описании героического подвига, его личность представляет большой интерес для творческих людей.

В 30-е годы на подмостках в Петербурге впервые ставили оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», второе название — «Иван Сусанин». Увековечить подвиг крестьянина удалось К. Кавосу, композитору и автору другой оперы с тем же именем.

Волков-Адриан-Смерть-Ивана-Сусанина

Интервенты и И. Сусанин

Сюда же стоит отнести и литературные произведения целого ряда авторов, картины художников. Наибольший интерес к подвигу Ивана Сусанина возникал в тяжелые периоды войн, когда деятели искусства вновь возвращались к образу защитника и национального героя.

Интересные факты

История Ивана Сусанина полна вопросов и спорных моментов. Историки обращают внимание на тонкости, которые выдают нестыковки или просто не до конца понятные вещи.

  • Вплоть до отмены крепостного права у большинства крестьян не было реальных фамилий. Вместо них использовались своего рода патронимы: (например, Дмитриев — сын Дмитрия и т.д).

Таким образом, у национального героя или вообще не должно быть фамилии или же речь идет о так называемом матчестве, и мужчина был незаконнорожденным.

5467

  • Куртасов Андрей В. — Иван Сусанин. Эскиз
    Точно известно, что династия Романовых не забыла про подвиг крестьянина. Грамоты, подтверждающие привилегии рода, давались несколько веков подряд. Последний известный документ был дан потомкам Ивана Сусанина ближе к середине 19-го века.

Впрочем, о далеких правнуках национального героя известно тоже очень мало.

  • Если верить некоторым деталям, после того, как в село пришли поляки, Сусанин отправил своего зятя Богдана Собинина предупредить нового царя об опасности. Однако подтверждения тому нет.

Многие историки считают, что это выдумка одного из потомков крестьянина, у которого были трудности с подтверждением права на льготы при Анне Иоанновне . Он вольно изложил историю подвига своего славного предка, и новая деталь вошла в грамоту.

  • Есть несколько версий, где находится могила Ивана Сусанина. Согласно наиболее вероятной и правдоподобной, она располагалась в селе Домнино, где жил национальный герой.
  • Нередко Ивана Сусанина именуют Осиповичем. Однако это плод позднего народного творчества. Как было сказано выше, вместо фамилий крестьяне пользовались патронимами. А значит, если бы информация была верной, его звали бы Иванов Осиповым, а не Сусаниным.
  • Не известно, как на самом деле действовал крестьянин. Однако в будущем у него появились «подражатели». Всего таких насчитывается больше 50 человек.

Наиболее известный случай произошел в годы Великой Отечественной, когда Матвей Кузьмин, которого немцы взяли в провожатые, послал односельчанина предупредить советские войска, а сам нарочно затягивал путь, пока солдаты не приготовились встретить неприятеля.

Иван Сусанин — история героического подвига и характеристика спасителя царя

Кратко о жизни и подвиге Ивана Сусанина

Иван Сусанин появился на свет в 1568 году. Он был сельским старостой. Протоиерей Домнинский рассказывал, что национальный герой не числился в списках обычных крестьян. Ссылался он на предания, которые рассказывали, чем знаменит Иван Сусанин. Считалось, что он жил при дворе Шестовых, которые поселились в селе Домнино. О его супруге неизвестно совсем ничего, потому что ее имени нет ни в рассказах, ни в легендах. Точно известно, что у него была дочь Антонида, которая вышла замуж и родила детей.

Михаил Романов

Как гласит царский документ, изданный в ноябре 1619, за шесть лет до этого Михаил Романов с матерью инокиней Марфой «гостевал на Костроме». В то время царь уже был наречен Земским собором. Воины Речи Посполитой услышали об этом мероприятии и решили захватить юного правителя. Однако они не знали, как точно пробраться к деревне. Неподалеку от села Домнино навстречу им шел местный староста.

Польско-литовские войска схватили его и решили узнать местоположение Романова. Его жестоко пытали, но он не рассказал им ничего и был убит. Существует версия, якобы он стал сопровождать врага и завел его глубоко в болото. План сработал, и противники потеряли много времени и сил. Нападения не произошло.

О том, что староста совершил подвиг, доказывает грамота от царя Михаила Романова. В ней он дарит зятю Сусанина Собинину полдеревни и освобождает его от податей и повинностей. В последующие годы выходили грамоты и указы на имена родственников Сусанина:

Подвиг Ивана Сусанина

  1. В 1633 и 1644 годах — «Вдове Собинина».
  2. В 1691 г. — «Потомкам героя».
  3. В 1723 и 1724 гг. — «Родственникам Собинина».
  4. В 1741 и 1767 годах — «Всем потомкам Ивана Сусанина».

В словаре Брокгауза и Ефрона была статья о патриоте, в которой говорилось, что о подвиге нет информации в письменных источниках, но предания передаются из поколения в поколение. Однако историк того времени Н. Н. Виноградов утверждал об обратном содержании.

О подобном подвиге рассказывается в мемуарах литовца Самуила Маскевича. Он рассказывал о русском, которого отряд встретил в марте 1613 года недалеко от Можайска. В одной из деревень они поймали старика, которого взяли проводником, чтобы не попасть в руки врага в Волоке. Сперва он вел отряд в миле от Волока, а с наступлением темноты повернул на него. Войско было в версте от поселения. Однако им повезло встретить Руцкого, который и рассказал, что старик предатель, а они идут прямо на Волок. Проводнику решено было отсечь голову.

Читайте так же:
Загадки по информатике для школьников с ответами — лучшая подборка

Российская империя

Екатерина II

Посещение Екатериной II Костромы в 1767 году положило начало официальной традиции: Сусанин был объявлен спасителем рода Романовых. В работе Афанасия Михайловича Щекатова его представили как спасителя царя, а Михаил Иванович Глинка олицетворял его образ с народным мужеством и героизмом. Стоит отметить, что русский композитор не использовал никакие исторические данные, чем воспользовался Н. И. Костомаров, обозвав историю о старосте «анекдотом», который стал фактом. В книгах по истории староста представляется как спаситель родины.

Наибольший интерес к подвигу был проявлен во времена правления Николая I. Образ Сусанина в это время стал символом всей проводимой политики. Ему посвящали литературные работы. Его героический поступок идеально соответствовал государственной идеологии Российской империи. Помимо этого, образ Сусанина был необходим для поднятия боевого духа в период, когда Царство Польское восстало против империи.

Николай I

Гоголь писал о том, что правление рода Романовых началось идеально — с подвига любви. В 1831 году центральная площадь Костромы была названа в честь старосты. Указ был подписан лично Николаем I. Там же был воздвигнут памятник.

Конечно, сусанинский культ имел и неприятелей, причем неприязнь выражалась в крайних формах. Во время правления Александра II пересмотрены были многие положения и ценности эпохи Николая I, это касалось и культа Сусанина. Общепринятую версию подвига впервые критиковали и осмеивали публично.

Первым открыто высказался Н. И. Костомаров, написав статью «Иван Сусанин». Работа была опубликована весной 1862 года в «Отечественных записках». Сомнения касались не столько личности и характеристик Ивана Сусанина, сколько его подвига. Профессор писал, что старик был действительно жертвой, но не поляков и литовцев, а обыкновенных разбойников, которые бродили по деревням и мучили людей. То, что он погиб за Михаила Романова, очень сомнительно. Также профессор писал, что зять старосты решил воспользоваться моментом и выпросил себе обельную грамоту.

Сходное с Костомаровым мнение имели российские историки С. М. Соловьев и М. П. Погодин. Первый считал, что Сусанина могли замучить и убить либо казаки, либо русские разбойники. Он долго изучал архивы и доказал, что близ Костромы в то время не было никаких иностранных войск.

Советский период

После свержения императора Сусанин был зачислен в список «слуг царей». Пропаганда в то время предусматривала уничтожение памятников в честь старых правителей и их слуг. В 1918 году был ликвидирован костромской памятник. В последующее десятилетие пропаганда втолковывала, что сусанинский подвиг — это миф. Однако ближе к концу 30-х годов ему начали давать другое значение. В итоге Сусанина реабилитировали, а вместе с ним и других известных личностей:

Дмитрий Пожарский

  • Кузьму Минина;
  • Дмитрия Пожарского;
  • Александра Невского;
  • Ивана Грозного и др.

Сусанин вновь стал народным героем, лишившимся жизни за родину. В конце 30-х годов в Большом театре состоялась постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Без одобрения высшего руководства это мероприятие попросту бы не состоялось. Помимо этого, в честь старосты были названы район и районный центр, где он проживал и умер.

Советские историки разделились на два фронта: одни были согласны с дореволюционными коллегами в том, что Сусанин спас царя, другие признавали его героем, но не считали спасителем правителя.

Украинская литература утверждает, что прообразом русского героя был казак Никита Галаган, дезинформировавший шляхтичей в 1648 году. Во время Корсунской битвы он привел врага в засаду.

Памятники патриоту

В 1835 году главная площадь Костромы, носившая название Екатеринославская, была переименована в Сусанинскую. В марте 1851 года на ней был построен памятник, спроектированный В. И. Демут-Малиновским. Строение представляло собой гранитную колонну, где на четырехугольном пьедестале стоял бюст царя, на груди которого красовался золотой крест. У основания расположилась фигура Сусанина, а возле него — пара грамот.

На колонне были изображены двуглавый орел и герб Костромы, а также сцена гибели героя и текст. Вокруг памятника стояли фонари. В таком виде он просуществовал до 1918 года, после чего частично был разрушен. Площадь была переименована в честь революции. Полностью памятник уничтожили в 1934 году. В 1992 г. площади вернули старое название.

Памятник Ивану Сусанину

В 60-х годах прошлого столетия решено было создать новый памятник Сусанину. В 1967 году его поставили, автором был скульптор Н. А Лавинский. Символов монархии и религии на нем нет. Композиция незамысловатая: мужчина стоит в длинной одежде на большом постаменте. Памятник часто критикуют из-за того, что он не соответствует образу исторического центра.

Сусанин присутствует на памятнике Михаила Микешина, расположенном в Великом Новгороде. Помимо этого, на холме возле Чистого болота, где раньше была деревня Анферово, стоит огромный камень. На нем написано имя старосты.

В честь патриота Руси слагали героические поэмы, писали портреты, делали постановки в театрах и снимали фильмы. Существует популярное стихотворение, которое описывает подвиг Ивана Сусанина кратко и красочно, оно называется «Давайте отрежем Сусанину ногу!». Самой популярной постановкой в театре является «Жизнь за царя», первую партию в которой сыграл Осип Афанасьевич Петров.

Интересные факты

В 2003 году пресса сообщала, что возле села Исупова были найдены останки, которые предположительно принадлежали старосте. Минкульт сделал запрос в Российскую академию наук, но анализы информацию не подтвердили. Представленных фактов оказалось недостаточно для идентификации.

Иван Сусанин

СМИ также сообщали, что недалеко от того же Исупова археологи исследовали небольшой участок, который раньше был болотом в окружении леса. Предполагалось, что это то место, где Сусанин водил поляков. Здесь они нашли большое количество католических крестиков и один православный, который был перерублен.

Бытует мнение, что Сусанин имел отчество Осипович, однако это не так. В старых источниках такой информации нет, поскольку крестьянам не положено было иметь отчеств. Фамилия в то время давалась по имени отца, так что Иван должен был быть Осиповым. Сусанин происходит от женского имени Сусанна.

С поступком Сусанина нередко сравнивают подвиг Осипа Комиссарова, который прославился тем, что спас Александра II от покушения в 1866 году. Интересно, что Комиссаров родился всего в 13 км от родного села Ивана Сусанина.

Существует музей героя, в котором есть экспозиция «Они повторили подвиг». В ней описываются более 50 последователей Ивана. Самый известный из них — Матвей Кузьмин, получивший высшую степень награды, — звание Героя Советского Союза.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию