Ustorka.ru

Информационный портал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка развития речи и массаж: можно ли и как делать самостоятельно — советы, техники, отзывы

Задержка развития речи и массаж: можно ли и как делать самостоятельно — советы, техники, отзывы

В БУ «Няганский реабилитационный центр» проводится комплексная диагностика и реабилитация детей с различными проблемами развития. При задержке речевого развития реабилитация носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка. При этом избирательно активируются речевые, моторные, сенсорные или когнитивные центры. Медикаментозная составляющая, подобранная индивидуально, повышает темп прогресса у таких детей. Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов массажа и каждый из них стимулирует определенную зону. Какой нужно делать массаж ребенку при задержке речевого развития? Все виды массажа можно разделить на несколько категорий:

1. Логопедический массаж;

2. Массаж ладошек и рук;

3. Массаж лица — это лоб, щеки, рот и подбородок;

4. Массаж воротниковой зоны.

Довольно эффективно справляется с задержкой речевого развития массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того, чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.

При задержке речевого развития довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Его назначают не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Частой причиной задержки речевого развития является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Массаж позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом.

Как проводится массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития. Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендуется повторять через 2 месяца. При выполнении массажа ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.

После можно усилить нажим и выполнять растирающие движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. Далее проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.

Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.

Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, то есть подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится мало разборчивая, смазанная и не четкая. Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать. Голос у детей — дизартриков тихий, слабый, а иногда резкий, с хрипотцой. Ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность.

В зависимости от зоны поражения головного мозга, возможны различные проявления дизартрии: от тяжелых форм с проблемами глотания. слюнотечением, парезом мышц гортани, до легких «стертых» форм, при которых отмечается смазанная речь с гнусавым оттенком. Существует даже «холодовая» форма дизартрии, которая возникает только в холодном помещении или зимой.

Есть логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Выделяют 4 степени тяжести нарушения речи. От легкой (I), которую можно выявить только при специальном обследовании, для окружающих это нарушение может выглядеть как нечеткость дикции.

До тяжелой (IV) степени, когда речь ребенка непонятна даже родителям или полностью отсутствует.

Так как дизартрия – это неврологический диагноз, логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, а медикаментозное лечение назначается неврологом. Логопедическую работу с детьми – дизартриками надо начинать в раннем возрасте, так как своевременная логопедическая помощь в 75% случаев помогает избежать многих проблем в дальнейшем развитии малыша. Дизартрия в грудном возрасте может проявляться в виде:

  • — трудностей при сосании груди, бутылочки, соски;
  • — нарушении глотания в процессе питья, приема пищи, сглатывания слюны, ребенок поперхивается, часто срыгивает;
  • — нарушений жевания и кусания в более старшем возрасте.

В Центре детской неврологии и медицинской реабилитации я, как клинический логопед, провожу курсами логопедический массаж для стимуляции сосания, глотания, а в дальнейшем, и жевания у детей от 1 месяца, в том числе и детям на зондовом кормлении. Под контролем специалиста ведется обучение мамы элементам специального массажа для стимуляции сосания и отработки глотания (проводить массаж надо перед каждым кормлением). Объясняется необходимость ведения мамой «Дневника кормления» малыша (с учетом срыгивания и докорма через зонд). Основная наша задача — снятие ребенка с зондового кормления и нормализация его питания.

Читайте так же:
Как сшить детские распашонки и ползунки: выкройки, инструкция по пошиву, фото, видео

Восстановление сосательного рефлекса идет медленно, его можно стимулировать специальным логопедическим массажем и точечной стимуляцией в домашних условиях:

*Массаж лицевой мускулатуры

На детском лице поглаживание и разминание проводятся обеими руками равномерно с двух сторон.

1.От середины лба к вискам.

2.От середины лба до ушных раковин.

3.От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку.

4.От бровей к волосистой части головы.

5.От спинки носа к ушным раковинам.

6.От мочек ушей по щекам к крыльям носа.

*Массаж языка

Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем в напальчнике.

1.Поглаживание языка от его середины к кончику. Постепенно продвигаться ближе к корню языка.

2. Поглаживание от серединной линии языка в стороны.

3.Похлопывание по всей поверхности языка и по краю языка сверху вниз.

*Массаж губ и круговой мышцы рта

Массаж губ ребенка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук.

1.Поглаживание над верхней губой и под нижней губой от середины к краям.

2.Разминание губы между большим и указательным пальцами, «перетирая» губу. Массаж проводится с верхней и нижней губами.

3.Пальцы помещаются в углы рта, губы растягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».

Примерно в 5 месяцев малыши начинают тянуть все в рот, благодаря этому они изучают движения челюстей, языка и губ. Если по каким-либо причинам этого не происходит, вы можете сами научить своего ребенка кусать и жевать, либо обратиться за помощью к специалисту.

Так как кусание и жевание – важные этапы обучения ребенка самостоятельному питанию, я рекомендую начинать обучение со специальных приспособлений, созданных для обеспечения стимуляции и тренировки губ, щек, языка и десен. Это могут быть прорезыватели, вибрирующие палочки, спринцовки и другие инструменты. Их можно найти на логопедических сайтах, в аптеках.

Процесс обучения кусанию и жеванию длительный, поэтому необходимо соблюдать последовательность в работе:

1 этап – Покажите ребенку, как кусать, чтобы малыш понял, что значит это слово. Этот этап можно превратить в увлекательную игру, если по очереди кормить куклу. Пускай ребенок накормит и вас. Используйте при этом какой-либо звук или слово («кусай», «ам-ам»).

2 этап – Направлен на формирование правильного открывания рта при жевании. Положите прорезыватель между жевательными поверхностями зубов и помогите деснам сомкнуться и разомкнуться. При этом используйте слово «кусай». Делайте это перед зеркалом, чтобы малыш видел, как кусает (если это не слишком отвлекает его).

3 этап – После того как ребенок поймет слово «кусай» и научится его выполнять, приступайте к жеванию. Делайте до 20-25 жевательных движений на каждой стороне (в сложных случаях помогайте рукой, удерживая подбородок и повторяя в такт жеванию опускание и подъем нижней челюсти).

4 этап – Используйте длинные прорезыватели, чтобы развивать двустороннее жевание и увеличивать силу челюстей. Меняйте сторону, чтобы стимулировать перемещение жевательной активности: 3-5 на одной стороне, потом на другой. Начинайте с боковых зубов, постепенно переходя к задним зубам.

5 этап – Когда ребенок научился кусать и жевать, во время работы окунайте прорезыватель в пюре – это позволит перенести новый навык на реальную еду.

И хвалите, хвалите, хвалите малыша!

Для преодоления гиперсаливации (обильного слюнотечения) у детей с дизартрией необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в обычном положении. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Основные этапы логопедической коррекции при гиперсаливации:

1.Криотерапия активных точек в области губ.

2.Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав, минеральной воды, киселя и кефира.

3.Логопедический массаж и массаж по точкам.

4.Жевание твердой пищи.

5.Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.

6. Дыхательные упражнения и произнесение гласных на твердой атаке.

Рекомендации логопеда для родителей при гиперсаливации у детей:

  • — Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • — Важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • — На занятиях необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать ребенку сглатывать слюну.

Основываясь на своем практическом опыте, при систематической работе уменьшается слюнотечение и ребенок лучше контролирует глотание.

В большинстве случаев детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с плохо развитой мелкой моторикой. Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. Поэтому у большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

В основе лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов. Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.

Логопедическая работа и реабилитация

Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и подробный план коррекции дефекта с описанием упражнений:

Читайте так же:
Почему трясется подбородок, нижняя губа, голова, руки у новорожденного? Что делать, если трясется подбородок у грудничка: советы врачей, отзывы мам

Логопедический массаж языка ребенка

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.

Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:

  • Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
  • Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
  • Нарушение жевательной и глотательной функции.
  • Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
  • Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
  • При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
  • Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
  • Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.

Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.

Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.
Читайте так же:
Сказочные поздравления — лучшая подборка для шумного праздника

Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.

Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

  1. Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
  2. Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
  3. Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
  4. Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
  5. Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
  6. Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

  • Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
  • «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
  • «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
  • Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
  • «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
  • «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
  • «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.

Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР»

Психологические исследования у детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие психические функции,как: мышление, внимание, восприятие, память, замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности, большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. При совместном лечении невролога, психиатра, занятиях психолога, дефектолога, помощи со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. Очень важным разделом в коррекционно – педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии – является развитие крупной и мелкой моторик. Степень сформированности движения ребёнка зависит от физиологической зрелости «коры головного мозга». Одним из значимых методов лечения двигательной сферы детей с ЗПР является массаж, так как раздражение нервных окончаний в мышцах вызывают ответную реакцию в коре головного мозга, что позволяет стимулировать его развитие. Массаж и гимнастика помогут вам справиться с различными заболеваниями ребенка и значительно уменьшить количество применяемых лекарств. Ведущая роль в развитии движений детей принадлежит семье, вне стен дошкольного учреждения, которая может её стимулировать, или наоборот задерживать. Успешность работы зависит от систематичности и взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи. Массаж, как метод естественного оздоровления организма, возник в очень давно и как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Индии, Греции и Риме.

Какое же благотворное действие оказывает массаж на ребёнка с ЗПР?

1. При массаже происходит раздражение нервных окончаний, заложенных в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и внутренних органах, вызывая ответную реакцию в виде различных функциональных положительных сдвигов в органах и системах;

2. У детей с психическими расстройствами уменьшается возбудимость, чаще появляются положительных эмоций.

3. Благодаря приёмам массажа высвобождается гормон гистамин и способствует активизации приспособительных сил организма;

4. Массажные приёмы влияют на передвижение крови, лимфы, межтканевой жидкости. В связи, с чем увеличиваются обменные процессы и кожное дыхание, устраняются застойные явления.

Может ли мама сама делать профилактический массаж? Да может.

Для проведения массажа, нужно соблюдать правила проведения массажа:

1. Помещение должно быть хорошо освещенным, проветренным.

1. Проследить, чтобы ребёнок был в хорошем настроении.

2. Массаж следует проводить примерно через 30-45 минут после него еды;

3. Будьте ласковы и доброжелательны.

4. Руки обязательно должны быть чистыми и теплыми, ногти подстрижены, без украшений на руках

5., Чтобы не вызвать аллергию, не использовать крема, присыпки

При проведении массаж ребенок получает положительные эмоции, а потом лечебно-оздоровительную процедуру, не забывайте об этом.

Виды массажа:

Самостоятельно мамы могут использовать следующие виды массажа:

Поглаживание — легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной стороной рук. Оказывает преимущественно успокаивающее действие и в то же время улучшает обмен веществ

Растирание — вариант поглаживания, при котором производится несколько более сильное давление руками. Оказывает положительное действие на кожу, подкожно-жировую клетчатку, поверхностно расположенные мышцы.

Поверхностное и глубокое разминание — проводится более короткими движениями, но с большим давлением, чем при растирании. Оказывает благотворное воздействие на глубоко лежащие мышцы. При этом усиливается их кровоснабжение, улучшается питание, нарастает масса, сила, сократительная способность.

Поколачивание или похлопывание — это ряд ритмичных ударов, производимых поочередно тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Особенно полезно применение этого приема в отношении детей с излишним весом.

Легкое похлопывание и вибрация — производятся движения, вызывающие легкие, ритмичные сотрясения всего тела.

Поглаживанием начинаюте и заканчивают комплекс.

Чтобы ребенок получал дополнительное удовольствие от процесса, можно сопровождать свои действия короткими стихами.

Кода делаете массажрук и ног можно причитать стихотворения:

Ручки-рученьки, да у деточки.

Потягушеньки — словно веточки,

Тянем к мамочке — потянушечки,

И ладошечки, и подушечки.

По дороженьке побегушечки,

Ножки сладеньки, да ножулечки,

Ножки маленьки, крохотулечки.

На колешечках — сладка ямочка,

Вот как солнышко любит мамочка!

Когда делаете массажстоп можно проговаривать:

Девочки и мальчики.

До чего ж пригоженьки…

Вот какие ножки

Ходят по дорожке!

Когда делаете массажживота можно проговаривать:

Мы погладим пузики,

Спит щеночек, спит котенок.

Когда делаете массаж кисти руки:

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

«Нестандартное оборудование для оздоровления детей»«Нестандартное оборудование для оздоровления детей» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу представить нестандартное оборудование для оздоровления детей. Думаю, что многие согласятся со мной.

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста. Жизнь в 21-ом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Консультация для родителей «Организация оздоровления детей в ДОУ» Основной контингент детей раннего и дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья (Д2) – это дети группы риска, не имеющие.

Метод пластилинографии как метод для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возрастаМетод пластилинографии как метод для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Кружок «Оч. умелые ручки», осуществляющий деятельность на базе МАДОУ «Золушка», направлен на развитие мелкой моторики рук детей старшего.

Организация условий в ДОУ для оптимизации двигательной активности и оздоровления детей Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Проект «Игры с водой как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации» Тема проекта: «Игры с водой – как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации». Разработчик проекта: воспитатель.

Психологическое сопровождение естественного развития детей в раннем детстве. На этапе раннего детства у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить.

Создание в ДОУ условий для оздоровления детей «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского.

Терренкур — технология оздоровления детей в условиях ДОУ Здоровье дошкольника, его охрана и укрепление является приоритетной для системы дошкольного образования. Детский сад – это открытая система.

Точечный массаж для детей дошкольного возраста Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию