Ustorka.ru

Информационный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жестокие дети: в чем проявляется детская жестокость, почему дети бывают жестоки, кто виноват и что делать, как предотвратить детскую жестокость?

Консультация для родителей "Дети и жестокость"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сурова Екатерина Анатольевна

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Почему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло».

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей — мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.), то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети — во всех смыслах — наше будущее.

Если мы не хотим иметь жестокое будущее,

Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой — суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов . Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых — вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Привлечение внимания или манипуляция . В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект— агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест . Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий). Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру), который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, — мечта любого родителя.

Приведем рекомендации, которые позволят предотвратить в будущем проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребенка.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

• с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;

• показывайте пример своим поведением. Родители для малыша— единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;

• говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;

• постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;

• рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;

• рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;

• обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;

• найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;

• показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;

• читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают — жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Читайте так же:
Чем отличается дзюдо от самбо: сравнение. Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо? Что выбрать для ребенка: самбо или дзюдо: советы

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка— это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять — его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким— хорошо, а жестоким, злым — плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость — проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге».

Консультации натему:»Здость и жестокость», «Если ребёнок вынуждает вас делать покупки», «Если в семье появился ещё один ребёнок»

Если в семье появился еще один ребенок Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р.

консультация для родителей «детская жестокость»

Консультация о детской жестокости и ее проявлениях. Рекомендации для родителей, что делать, а чего лучше не делать в отношении своего ребенка.А так же тесты для родителей, которые хотят лучше узн.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми

Консультация для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми для всех возрастных групп.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми».

Многие родители не задумываются над тем, что кроме физических наказаний, психологическое начилие над ребенком — тоже является жестоким. Данная консультация поможет родителям в вопросах правильного вос.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей»

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Поэтому государство возложило на образовательные учреждени.

Жестокий ребенок: что делать?

Жестокий ребенок: что делать?

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос добрым, отзывчивым и неконфликтным. И если вдруг их чадо внезапно становится агрессивным, дерется со сверстниками, замахивается на маму с папой и в приступах гнева начинает кричать, ломать игрушки и топать ногами, родители оказываются к этому просто неготовыми. «Я-родитель» расскажет о причинах агрессии, о том, как ее предупредить и как вести себя, если вы начали замечать ее проявления.

Причины детской агрессии

Некоторые проявления агрессии вполне вписываются в естественный этап взросления. Дети очень эмоциональны, и в большинстве случаев они просто не умеют сдерживать себя и свои порывы. На непозволительные действия их толкает обида, а о том, поступают ли они правильно и что может повлечь за собой их поведение, они просто не задумываются. Например, ребенка в садике толкнул его сверстник, и он, недолго думая, толкает его в ответ. Завязывается драка, а когда воспитатель пытается разобраться в том, что произошло, слышит лишь: «Он меня ударил, и я его ударил!».

Очень часто агрессивность развивается у детей, в семье которых считается нормой физическое наказание за любую провинность или где родители часто ссорятся, громко ругаются, а иногда и дерутся при ребенке. Дети по своей природе очень наблюдательны, и, если они видят, что люди, которые являются для них образцами поведения – мать и отец – позволяют себе общаться на повышенных тонах, сыпать оскорблениями и даже поднимать друг на друга руку, они начинают думать, что такое поведение является нормой, даже если сами родители постоянно твердят об обратном.

Еще одной причиной жестокости у детей является трусливость. Чужая жестокость вызывает аналогичную ответную реакцию. Если над ребенком издеваются сверстники, и он долгое время является объектом жестокости, рано или поздно у него появляется мысль наказать своих обидчиков их же способом, и это часто приводит к трагическим последствиям.

Часто агрессивное поведение провоцирует вседозволенность со стороны родителей. Если ребенок никогда не слышит слова «нет», у него складывается убеждение, что ему все можно и что все вокруг ему что-то должны. Он чувствует себя безнаказанным и проявляет агрессию тогда, когда ему этого хочется.

1-1,5 года

В этом возрасте основной причиной агрессии становится недовольство ребенка любыми ограничениями и запретами. Малыш упрямится, отказывается от еды, не хочет спать, постоянно плачет. Родителям стоит доходчиво, но четко объяснять каждое свое «нет», поддерживать свой авторитет в глазах ребенка, но ни в коем случае не применять силу и не трясти ребенка. Не реагируйте на его капризы фразой «поплачет и перестанет!», сразу приходите ему на помощь, как только услышите плач.

1,5 – 3 года

С полутора до трех лет агрессия ребенка связана с периодом его самоидентификации. Ребенок впервые начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но еще не может обходиться без родительской помощи, из-за чего его желания и потребности зачастую конфликтуют с родительской волей. Выражается это в криках, бросании игрушек, щипании, царапании, попытках укусить и ударить взрослого.

В этот период родителям важно не подавлять детскую ярость, а дать ей возможность выплеснуться. Нельзя смеяться над малышом или отвечать на его действия агрессивно. Необходимо отвлечь ребенка игрой или перевести его внимание на другие интересные занятия, призвать его к правильному поведению спокойно и доброжелательно, но при этом твердо.

Читайте так же:
Частушки на выпускной в детском саду, школе — лучшая подборка для праздника

3-6 лет

Это очень сложный возраст. Дети постоянно проявляют любопытство и всеми доступными способами познают окружающий мир, их переполняет энергия. При этом они начинают ревновать свою маму к другим людям: посторонним детям во время прогулки, к гостям и даже к младшим братьям и сестрам. Агрессия в этот период выражается в частых капризах, плаче, желании сделать все назло. Ребенок может использовать бранные слова, чтобы спровоцировать родителей.

Бороться с агрессией в таких случаях нужно спокойно, без криков и повышения голоса. Не стоит поддаваться на детские провокации, но и полностью игнорировать такое поведение тоже нельзя. Нужно больше разговаривать с ребенком, просто и доступно, с чувством юмора объясняя ему, как нужно себя вести. Не стоит читать ему нотации и призывать к морали, поскольку это приведет лишь к усилению агрессии.

7-12 лет

В этот период многим детям свойственна естественная возрастная агрессивность, которая проявляется, как правило, в конфликтах, перебранках и драках со сверстниками. Родителям в это время нужно постараться направить энергию ребенка в позитивное русло: на подвижные игры, занятия в различных кружках и секциях. Надо учить своего ребенка проявлять эмоции не через физическую силу, а через слова, объяснять ему важность социальных ценностей. Также стоит следить за тем, какие телепрограммы смотрит ребенок, в какие игры играет на компьютере, и по возможности оградить его от передач и игр со сценами чрезмерной жестокости.

Как предупредить агрессию?

Профилактика лучше, чем лечение – эта истина работает и в отношении агрессивности. Чтобы ваш ребенок не вырос жестоким, с первых лет жизни внушайте ему, что агрессивность всегда будет наказана. Разумеется, вы не должны отвечать агрессией на агрессию и хвататься за ремень, но если ребенок «распускает руки», говорить с ним на эту тему надо жестко.

Реализуйте активность ребенка в подвижных и коллективных играх, но лучше, если это будут не какие-либо единоборства. Развивайте у ребенка чувство юмора, научите его бороться со вспышками гнева с помощью релаксации и визуализации, читайте ему хорошие книги и показывайте поучающие мультфильмы, агрессивные герои в которых всегда получают наказание или пересматривают свое поведение и становятся добрыми. Больше разговаривайте с ребенком, просите его делиться любыми эмоциями – и позитивными, и негативными, вместе анализируйте ситуации, которые происходят с ним в детском саду и школе, чтобы он чувствовал, что вы всегда его поддержите и поможете найти выход из сложного положения.

Детская жестокость — проблема современного общества

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее – от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища – свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший – сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам – их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот – подпитывают его.

Читайте так же:
Как приготовить детский омлет для годовалого ребенка из куриных и перепелиных яиц? Можно ли омлет годовалому ребенку, при беременности, грудном вскармливании?

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства – это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок – еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок – полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила – не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Жестокие дети: в чем проявляется детская жестокость, почему дети бывают жестоки, кто виноват и что делать, как предотвратить детскую жестокость?

Статья

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии.

Бесплатные занятия с логопедом

Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.

Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.
  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.
  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.
  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.
  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.
Читайте так же:
Имена по Святцам для мальчиков в марте: значение, происхождение, святой покровитель. Православные мужские имена в марте по церковному календарю – полный список

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

По отношению к животным

Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости

Проявление агрессии у несовершеннолетних детей школьного и подросткового возраста часто вызывает непонимание родителей и критику учителей. Со стороны родителей в зависимости от обстоятельств звучат фразы: «был милый послушный ребенок и вдруг», «дома его не обижают, откуда столько агрессии», «у него все есть, чего ему не хватает».

Подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Самостоятельно объяснить причины и справиться с проблемой детям сложно, а родители порой не знают, как им помочь. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию.

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

Проблема детской жестокости как социальное явление

детская жестокость

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Сформируем негативное отношение к жестокости

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

«У нас дружная и любящая семья, двое детей — сын и дочь. Всё у нас хорошо, но 9-летний сын в последнее время ведет себя неадекватно. Он с рождения был очень активными подвижным, иногда резким и упрямым, но раньше нам удавалось легко корректировать его поведение. Недавно у нас в семье родилась дочь, сын очень любит сестренку, но иногда в него словно бес вселяется. Он разговаривает с нами и с другими взрослыми как с ровесниками, повышает голос, может нагрубить. В школу ходить не любит, часто дерется с одноклассниками. Сделать уроки проблема, вплоть до истерики и разбрасывания вещей по комнате. Мы его не бьем, хотя я часто слышу от других, что мол ремня ему надо. Стараемся разговаривать спокойно, объяснять, что его поступки и поведение вредят другим и ему самому. У нас есть подозрение, что агрессивность сына отчасти объясняется увлечением компьютерными играми, хотя мы строго контролируем время за компьютером».

— Ирина, мама 9-летнего Миши

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

Читайте так же:
Направление движения Солнца и движение планет относительно Солнца: сколько планет движется вокруг Солнца?

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4. Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

агрессия у подростков

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:

отказ от участия в общих играх, мероприятиях;

чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;

отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);

решение спорных вопросов конфликтным путем;

перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;

использование истерики как последнего доказательства;

быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;

склонность преувеличивать враждебность окружающих;

повышенная возбудимость и двигательная активность;

пассивное сопротивление, негативизм;

непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

«Наш сын Сережа, 11 лет, очень агрессивно ведет себя в школе. Часто спорит с учителями, обвиняет их в чрезмерной придирчивости к себе, объясняет свое поведение самозащитой. Мальчик умный, способный, начитанный, откровенно не хамит, но отстаивает свою точку зрения буквально с пеной у рта и даже очевидные факты и аргументы не принимает во внимание. Твердо уверен в своей правоте и готов доказывать ее буквально кулаками. Пока это проявляется лишь тем, что он стучит кулаком по парте или бьет по стене. Но ведь он растет и дальше сможет позволить себе больше. С недавнего времени начал кричать и агрессивно вести себя и дома. Позволяет себе кричать и обвинять маму».

— Александр, папа 11-летнего Сережи

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности

причины агрессивности подростков

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. [5]

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;

завышенные требования к ребенку;

недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;

запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);

чрезмерное попустительство и потакание;

отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные). Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1. Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2. Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3. Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4. Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5. Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6. Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Например, технология модификации поведения при агрессии 7Spsy — научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс 7Spsy избавит вашего подростка от агрессии и жестокости. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

Сформируем негативное отношение к жестокости

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию